Institutional and informal lobbying practices: the problem of separation and interpretation

 
PIIS013216250017165-4-1
DOI10.31857/S013216250017165-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Prof., Head of Department of Applied Sociology
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 10
Pages50-60
Abstract

The article analyzes possibilities and limitations of institutional (including legislative) regulation of various consolidated representation and lobbying practices in interaction with government structures. Almost any legal institutional lobbying transaction will have its own inconspicuous twin reducing transaction costs in the public communications markets. Informal lobbying practices are used by all interest-based conglomerations, no matter how well established. In reality, laws can regulate only a small part of the behavioral diversity in the lobbying market, regardless of the state of a particular national legislation. The author identifies five reasons why formal and informal lobbying are complementary, and not interchangeable types of activities. The article describes the subjects of informal lobbying (including social networks).

Keywordslobbying, institutionality, informal social interactions, informal practices, interest groups, regulation, institutional communications
Received14.10.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters34826
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Интересы – группы интересов – лоббизм: проблема определения. Выстраивание институциональных отношений между властью и обществом – крайне сложный и противоречивый процесс. Особенно это относится к лоббизму, давно ставшему объектом политолого-социологических исследований за рубежом и в России. В частности, перспективы его правового регулирования с позиций конституционного права ранее анализировались экспертами [Бекетова, Федюнин, 2018]. Предпринимались также попытки исследования реальных практик давления на органы исполнительной власти и форм лоббирования, используемых депутатами Федерального Собрания [Арутюнян, 2016]. Но, в отличие от других общественных практик, лоббизм наиболее «ловко» ускользает от прямого маркирования и официальной регламентации. Он всегда балансирует на грани формального и неформального.
2 Сам социальный феномен лоббизма и его правовое определение во многом зависят от конкретного государства и его политического ландшафта. Например, «Американская лига лоббистов» рассматривает лоббистскую деятельность как сферу реализации интересов, прежде всего, корпораций или отраслевых объединений, стремящихся оказать влияние на разработку и реализацию государственной политики в интересующей их сфере. В официальных документах Европейской комиссии «лоббирование» – это «любая деятельность, имеющая своей целью повлиять на формирование политики и процессы принятия решений в институтах Евросоюза»1. А согласно «Transparency International», под лоббистской деятельностью принято понимать «любое прямое или непрямое взаимодействие с государственными служащими, лицами, принимающими политические решения, или их представителями с целью оказания влияния на процесс принятия решения в публичной политике»2. 1.  Green Paper (COM) 194 Final on European Transparency Initiative // European Union. 2006. URL: >>>> (дата обращения: 10.11.2020).

2.  Lobbying in Europe. Hidden Influence, Priviledged Access // Transparency International. 2015. URL: >>>> (дата обращения: 10.11.2020).
3 Все эти определения фиксируют лоббирование как процесс многостороннего социального взаимодействия. Помимо этого, следует учитывать, что отличительной чертой подобных социальных взаимодействий является наличие неких «правил игры» в обществе, посредством которых группы интересов экономят затраты, выстраивая надежные связи, чиновники получают информацию, а политики приобретают поддержку. Во всех случаях происходит экономия на трансакционных издержках повторяющихся усилий. Поэтому само лоббирование необходимо рассматривать как регулятивное явление, состоящее из формальных и неформальных норм, правил и ограничений.
4 Для институционального анализа феномена лоббизма важно выделить субстантивные качества интересов, обуславливающих возможность и неизбежность формирования агрегаторов – групп интересов. Среди них: интенциональность интересов, их направленность на определенные объекты, что закрепляет социальные ориентации на уровне общностей и групп, и мотивированные стремления контролировать жизненные ресурсы – на уровне социального субъекта. Спектр интересов распределен в таких сферах, как благополучие и выгода, безопасность, стабильность и устойчивый рост, позиции в социальной иерархии. Стратифицирование общества на многообразные и разноуровневые группы интересов – фундаментальный общеисторический процесс, который приобретает разные цивилизационные формы. Группы интересов – это сообщества, интегрированные осознанными интересами и способные их выражать, представлять, отстаивать и продвигать через систему социальных взаимодействий во власть.

Price publication: 0

Number of purchasers: 4, views: 685

Readers community rating: votes 0

1. Arutiunian A.S (2016) Lobbying: How to Turn Evil into Good. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 5: 54–60. (In Russ.)

2. Beketova S.M., Fedyunin I.G. (2018) Legal Regulation of Lobbyism in the Russian Federation. Konstitutsionalizm i gosudarstvovedenie [Constitutionalism and Political Science]. No. 1(11): 19–23. (In Russ.)

3. Belousov A.B. (2019) The Problem of Revolving Doors in the United States: Between Lobbying and Institutional Corruption. In: Actual Problems of Scientific Support of the State Policy of the Russian Federation in the Field of Combating Corruption. Yekaterinburg: IFP UrO RAN: 564–576. (In Russ.)

4. Feldman P.Ya. (2014) Lobbying within the System of Social and Political Institutions in the Modern Russia. Mezhdunarodnye otnosheniya [International Relations]. No. 3: 392–397. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.3.10562. (In Russ.)

5. Harrison L., Huntington S. (2000) Culture Matters: How Values Shape Human Progress. New York: Basic Books.

6. Helmke G., Levitsky S. (2007) Informal Institutions and Comparative Politics: A Research Agenda. Prognozis [Prognosis]. No. 2: 188–211. (In Russ.)

7. Olson M. (1995) The Logic of Collective Action: Public Goods and the Theory of Groups. Moscow: FEI. (In Russ.)

8. Pavroz A.V. (2016) Lobbying: Institutional Foundations and Practices of Political Influence in Democratic Societies. St. Petersburg: RHGA. (In Russ.)

9. Rhodes R.A.W. (1986) “Power Dependence”. Theories of Central-Local Relations: A Critical Reassessment. In: Goldsmith M.J. (ed.) New Research in Central-Local Relations. Aldershot: Gower.

10. Richardson J.J., Jordan G. (1979) Governing under Pressure: The Policy Process in a Post-Parliamentary Democracy. Oxford: Basil Blackwell.

11. Van Schendelen R. (2010) More Machiavelli in Brussels: The Art of Lobbying the EU. Место издания: Amsterdam University Press.

12. Williamson P.J. (1989) Corporatism in Perspective: Аn Introductory Guide to Corporatist Theory. Место издания: Sage Publications.

Система Orphus

Loading...
Up