Davydov D.A. Post-capitalism and the birth of personaliat. Moscow: RIPOL classic, 2021. Reviewed by L.G. Fishman

 
PIIS013216250016835-1-1
DOI10.31857/S013216250016835-1
Publication type Review
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of Philosophy and Law of UrB RAS
Address: Russian Federation, Ekaterinburg
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 12
Pages148-153
Abstract

        

Keywords
Received20.12.2021
Publication date24.12.2021
Number of characters18697
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Недавно вышедшая монография Д. Давыдова1, без сомнения, является исследованием, которое привлечет внимание читателей, неравнодушных к будущему современных обществ и перспективам левой идеи. Основное содержание авторской концепции в следующем. Трансформация современных обществ идет по направлению к посткапитализму, что отмечается многими авторами (обзор данной проблематики см., например: [Кондрашов, 2020]). «На фоне углубляющихся противоречий капиталистической мир-системы прорисовываются образы зарождающегося посткапиталистического будущего. Многое свидетельствует о том, что капиталистический способ производства находится в системном («сущностном») кризисе» (с. 9). Но зарождающийся посткапитализм – не начальная стадия марксового коммунизма. Это – инвариант классово-антагонистического общества (мы бы сказали, вариант общества, находящегося, по Марксу, все еще в рамках человеческой предыстории). Такой неортодоксальный взгляд требует обоснования. Поэтому первый раздел книги Давыдова («Что такое социальная революция?») «представляет собой попытку скептического взгляда на ряд догм и ''аксиом'' в интеллектуальном дискурсе о посткапитализме», для чего «необходимо полностью сменить теоретическую оптику» (с. 18). Согласно автору, посткапиталистическая трансформация — это «синтез элит», характеризующийся появлением нового господствующего класса (персоналиат) и новым классовым расслоением (персоналиат/имперсоналиат). Во втором разделе («Персоналиат») речь идет о процессах, свидетельствующих о возвышении персоналиата как в перспективе нового господствующего класса. Показывается, что это возвышение связано с появлением нового преобладающего источника потребительных ценностей (творчество) и со сдвигом от акцента на производстве материальных благ к производству личности. В результате капитал постепенно теряет значение, большую важность обретает стратегический ресурс — внимание. Растет политическое влияние расширяющейся прослойки — тех, кто способен привлекать к своей яркой (эпатажной) личности максимум общественного внимания и извлекать из этого выгоды (с. 22–23). В третьем разделе («Историческое перепутье») раскрывается неоднозначность посткапиталистической общественной трансформации. Показывается, как «в мире, где не искоренены страдания и конкурентная борьба, любой новый источник потребительных ценностей рано или поздно превращается в то, что обусловливает новые формы господства» (с. 111). 1. Давыдов Д.А. Посткапитализм и рождение персоналиата. М.: РИПОЛ классик, 2021. 336 с. Далее в круглых скобках указываются страницы рецензируемой книги.
2 По мере изложения концепции Давыдов решает ряд теоретических вопросов. Ради обоснования своего взгляда на характер трансформации капитализма он пересматривает теорию общественных формаций. Формации отличаются друг от друга в зависимости от главного источника потребительных ценностей (природа, контроль над природными процессами, труд, творчество). К революционному способу смены формаций Давыдов относится скептически, особенно к неизбежности пролетарской революции (с.80). Формации сменяются в результате «синтеза элит», а не революций, потому что «именно у элит накапливаются необходимые ресурсы, которые постепенно перетекают туда, где возникают и зарождаются новые способы производства и производственные отношения» (с. 101). Автор акцентирует внимание на том, как возросла политическая роль разного рода знаменитостей («селебрити») за последние годы. Раньше аристократия и буржуазные политики нуждались в денежных мешках, теперь денежные мешки нуждаются в личностях для воспроизводства буржуазных отношений (с. 139). Как докапиталистическая формация (условный феодализм) постепенно сменилась капитализмом по мере увеличения роли буржуазии и ее «синтеза» с аристократией, так и в наше время происходят похожие изменения в социальной структуре обществ. «Буржуазная богема» создает порядок, «где статус определяется не столько богатством, сколько нетривиальными творческими способностями и известностью. Теперь уже не только материальное богатство является источником наслаждения, зависти и конкуренции, но и сама личность как реализованное в обществе «Я» (с.193). «Мы уже живем в мире, – утверждает Давыдов, – где слава, авторитет, престиж и наслаждение жизнью все чаще определяются нахождением в центре внимания» (с. 208). Творчество, однако, не служит панацеей от социальных проблем, «общество всеобщей самореализации» будет, согласно автору, обществом жесточайшей конкуренции. Популярная личность нуждается в обезличивании остальных и тем самым эксплуатирует их. «Присвоение и кража личности – формы посткапиталистической эксплуатации» (с. 230) Мы движемся к посткапитализму, «в котором «освобождение от труда» ведет не к предполагавшемуся всестороннему развитию личности как гармоничной части коллектива, покоряющего «царство необходимости», а к повсеместной «звездной лихорадке», селебритизации, борьбе за «обладание» популярной личностью (вернее, за признание, превращение личности в «бренд», значимый ресурс и т. п.), за свою личную долю общественного внимания (с. 253). Наличие Интернета, фейсбука, тиктока и т. п. не делает всех равными, хотя и порождает ожидания – и сопутствующие им разочарования. Описание Давыдовым «классового угнетения в системе личностных координат» заставляет задуматься: следует ли желающим светлого будущего делать ставку на «личность»?

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 499

Readers community rating: votes 0

1. Davydov D.A. (2021) Post-capitalism and the birth of a personalist. Moscow: RIPOL klassik. (In Russ.)

2. Dean J. (2019) Communism or Neo-Feudalism? Logos [Logos]. No. 6 (133): 85–116. (In Russ.)

3. Kondrashov P. (2020) Post-capitalism as a Social Inter/trans-formation. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 2: 150–159. (In Russ.)

4. Marx K., Engels F. (1955) The Holy Family. In: Essays. 2nd ed. Vol. 2. Moscow: Gospilitizdat. (In Russ.)

5. Srnichek N., Williams A. (2019) Inventing the Future. Post-capitalism and a world without labor. Moscow: Strelka Press. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up