Давыдов Д.А. Посткапитализм и рождение персоналиата. М.: РИПОЛ классик, 2021.

 
Код статьиS013216250016835-1-1
DOI10.31857/S013216250016835-1
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии и права УрО РАН
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы148-153
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено20.12.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов18697
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Недавно вышедшая монография Д. Давыдова1, без сомнения, является исследованием, которое привлечет внимание читателей, неравнодушных к будущему современных обществ и перспективам левой идеи. Основное содержание авторской концепции в следующем. Трансформация современных обществ идет по направлению к посткапитализму, что отмечается многими авторами (обзор данной проблематики см., например: [Кондрашов, 2020]). «На фоне углубляющихся противоречий капиталистической мир-системы прорисовываются образы зарождающегося посткапиталистического будущего. Многое свидетельствует о том, что капиталистический способ производства находится в системном («сущностном») кризисе» (с. 9). Но зарождающийся посткапитализм – не начальная стадия марксового коммунизма. Это – инвариант классово-антагонистического общества (мы бы сказали, вариант общества, находящегося, по Марксу, все еще в рамках человеческой предыстории). Такой неортодоксальный взгляд требует обоснования. Поэтому первый раздел книги Давыдова («Что такое социальная революция?») «представляет собой попытку скептического взгляда на ряд догм и ''аксиом'' в интеллектуальном дискурсе о посткапитализме», для чего «необходимо полностью сменить теоретическую оптику» (с. 18). Согласно автору, посткапиталистическая трансформация — это «синтез элит», характеризующийся появлением нового господствующего класса (персоналиат) и новым классовым расслоением (персоналиат/имперсоналиат). Во втором разделе («Персоналиат») речь идет о процессах, свидетельствующих о возвышении персоналиата как в перспективе нового господствующего класса. Показывается, что это возвышение связано с появлением нового преобладающего источника потребительных ценностей (творчество) и со сдвигом от акцента на производстве материальных благ к производству личности. В результате капитал постепенно теряет значение, большую важность обретает стратегический ресурс — внимание. Растет политическое влияние расширяющейся прослойки — тех, кто способен привлекать к своей яркой (эпатажной) личности максимум общественного внимания и извлекать из этого выгоды (с. 22–23). В третьем разделе («Историческое перепутье») раскрывается неоднозначность посткапиталистической общественной трансформации. Показывается, как «в мире, где не искоренены страдания и конкурентная борьба, любой новый источник потребительных ценностей рано или поздно превращается в то, что обусловливает новые формы господства» (с. 111). 1. Давыдов Д.А. Посткапитализм и рождение персоналиата. М.: РИПОЛ классик, 2021. 336 с. Далее в круглых скобках указываются страницы рецензируемой книги.
2 По мере изложения концепции Давыдов решает ряд теоретических вопросов. Ради обоснования своего взгляда на характер трансформации капитализма он пересматривает теорию общественных формаций. Формации отличаются друг от друга в зависимости от главного источника потребительных ценностей (природа, контроль над природными процессами, труд, творчество). К революционному способу смены формаций Давыдов относится скептически, особенно к неизбежности пролетарской революции (с.80). Формации сменяются в результате «синтеза элит», а не революций, потому что «именно у элит накапливаются необходимые ресурсы, которые постепенно перетекают туда, где возникают и зарождаются новые способы производства и производственные отношения» (с. 101). Автор акцентирует внимание на том, как возросла политическая роль разного рода знаменитостей («селебрити») за последние годы. Раньше аристократия и буржуазные политики нуждались в денежных мешках, теперь денежные мешки нуждаются в личностях для воспроизводства буржуазных отношений (с. 139). Как докапиталистическая формация (условный феодализм) постепенно сменилась капитализмом по мере увеличения роли буржуазии и ее «синтеза» с аристократией, так и в наше время происходят похожие изменения в социальной структуре обществ. «Буржуазная богема» создает порядок, «где статус определяется не столько богатством, сколько нетривиальными творческими способностями и известностью. Теперь уже не только материальное богатство является источником наслаждения, зависти и конкуренции, но и сама личность как реализованное в обществе «Я» (с.193). «Мы уже живем в мире, – утверждает Давыдов, – где слава, авторитет, престиж и наслаждение жизнью все чаще определяются нахождением в центре внимания» (с. 208). Творчество, однако, не служит панацеей от социальных проблем, «общество всеобщей самореализации» будет, согласно автору, обществом жесточайшей конкуренции. Популярная личность нуждается в обезличивании остальных и тем самым эксплуатирует их. «Присвоение и кража личности – формы посткапиталистической эксплуатации» (с. 230) Мы движемся к посткапитализму, «в котором «освобождение от труда» ведет не к предполагавшемуся всестороннему развитию личности как гармоничной части коллектива, покоряющего «царство необходимости», а к повсеместной «звездной лихорадке», селебритизации, борьбе за «обладание» популярной личностью (вернее, за признание, превращение личности в «бренд», значимый ресурс и т. п.), за свою личную долю общественного внимания (с. 253). Наличие Интернета, фейсбука, тиктока и т. п. не делает всех равными, хотя и порождает ожидания – и сопутствующие им разочарования. Описание Давыдовым «классового угнетения в системе личностных координат» заставляет задуматься: следует ли желающим светлого будущего делать ставку на «личность»?

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 682

Оценка читателей: голосов 0

1. Давыдов Д.А. Посткапитализм и рождение персоналиата. М.: РИПОЛ классик, 2021.

2. Дин Дж. Коммунизм или неофеодализм? // Логос. № 6(133). 2019. С.85–116.

3. Кондрашов П.Н. Посткапитализм как новая общественная inter/trans-формация // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 150–159.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Соч. 2 изд. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955.

5. Срничек Н., Уильямс А. Изобретая будущее: посткапитализм и мир без труда. М.: Strelka Press, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх