«Пересборка социологии»: цифровой поворот и поиски новой теоретической оптики

 
Код статьиS013216250016830-6-1
DOI10.31857/S013216250016829-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 11
Страницы3-11
Аннотация

В условиях роста методических возможностей исследований в социологии с использованием цифровых данных возникает потребность в теоретических моделях, соответствующих цифровым инструментам исследования. В статье показано конструирование возможной теоретической оптики социологии с целью наиболее полного использования аналитического потенциала цифровых методов и данных. Предпринимается попытка обрисовать контуры теоретической модели, соответствующей цифровым инструментам исследования. На основе тезиса о зависимости теорий от методического инструментария исследователя развивается идея превращения цифровых следов в самостоятельный объект социального исследования. Концепция репликаций, предложенная французским социологом Д. Булье и восходящая к социологии Г. Тарда, рассматривается как перспективная теоретическая рамка концептуализации цифровых следов. Теоретическая оптика цифровых следов как репликаций трактуется как основа переосмысления проблемы связи микро- и макроуровней в социологии. 

Ключевые словацифровые данные, цифровые следы, социологическая теория, структура, репликации, акторно-сетевая теория, Г. Тард, Б. Латур
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00905 A.
Получено23.11.2021
Дата публикации22.12.2021
Кол-во символов28984
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 740

Оценка читателей: голосов 0

1. Губа К.С. Большие данные в социологии: новые данные, новая социология? // Социологическое обозрение. 2018. № 1. С. 213–236. [Guba K. (2018) Big Data in Sociology: New Data, New Sociology? Sotsiologicheskoye obozreniye [Russian Sociological Review]. No. 1: 213–236. (In Russ.)]

2. Девятко И.Ф. От «виртуальной лаборатории» до «социального телескопа»: метафоры тематических и методологических инноваций в онлайн-исследованиях // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: Типография, 2016. С. 19–33. [Deviatko I.F. (2016) From «Virtual Lab» to «Social Telescope»: Metaphors of Theoretical and Methodological Innovations in Online Research. In: Online-research in Russia: Trends and Prospects. Ed. by A.V. Shashkin, I.F. Deviatko, S.G. Davydov. Moscow: Tipografiya: 19–33. (In Russ.)]

3. Дудина В.И., Юдина Д.И. Извлекая мнения из сети интернет: могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 63—78. [Dudina V.I., Iudina D.I. (2017) Mining opinions on the Internet: can text analysis methods replace public opinion polls? Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Change]. No. 5: 63–78. (In Russ.)]

4. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: НИУ ВШЭ, 2014. [Latour B. (2014) Reassembling the social. An Introduction to Actor-Network-Theory. Moscow: NIU VSHE. (In Russ.)]

5. Тард Г. Законы подражания. М.: Академ. проект, 2011. [Tarde G. (2011) Laws of imitation. Moscow: Academ. project. (In Russ.)]

6. Тард Г. Монадология и социология. Пермь: Гиле Пресс, 2016. [Tarde G. (2016) Monadology and Sociology. Perm: Gyle Press. (In Russ.)]

7. Achim E., Wolff T., Montagne D., Bail C. (2020) Computational Social Science and Sociology. Annual Review of Sociology. No. 46: 61–81.

8. Bail C. (2014) The Cultural Environment: Measuring Culture with Big Data. Theory and Society. No. 43 (34): 465– 482.

9. Boullier D. (2016) Big Data Challenges for the Social Sciences: From Society and Opinion to Replications. arXiv.org. 18 July. URL: https: // arxiv.org/abs/1607.05034 (accessed 30.08.21).

10. Boullier D. (2019) Replications in Quantitative and Qualitative Methods: a New Era for Commensurable Digital Social Sciences. URL: https://arxiv.org/abs/1902.05984v1 (accessed 30.08.21).

11. Bowker G. C. (2014) The Theory/Data Thing Commentary. International Journal of Communication. No. 8 (2043): 1795–1799.

12. Centola D. (2010) The Spread of Behavior in an Online Social Network Experiment. Science. September (329): 1194–1197.

13. Centola D. (2018) How Behavior Spreads: The Science of Complex Contagions. Princeton: University Press.

14. Crumley C.L. (2015) Heterarchy. In: Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences: An Interdiscplinary, Searchable, and Linkable Resource. Ed. by Scott, R.A., Buchmann, M.C. Hoboken, NJ: Wiley: 1–14

15. DiMaggio P., Nag M., Blei D. (2013) Exploiting Affinities Between Topic Modeling and the Sociological Perspective on Culture: Application to Newspaper Coverage of U.S. Government Arts Funding. Poetics. No 41: 570–606.

16. Ignatow G. (2016) Theoretical Foundations for Digital Text Analysis. Journal for the Theory of Social Behaviour. Vol. 46. No. 1: 104–120.

17. Latour B. (2002) Gabriel Tarde and the End of the Social. In: Joyce P. (ed.) The Social in Question: New Bearings in the History and the Social Sciences. London: Routledge.

18. Latour B. (2010) Tarde’s Idea of Quantification. In: Candea M. (ed.) The Social after Gabriel Tarde: Debates and Assessments (Culture, Economy and the Social). Abingdon: Routledge: 145–163.

19. Latour B., Jensen P., Venturini T., Grauwin S., Boullier D. (2012) ‘The Whole is Always Smaller than Its Parts’: A Digital Test of Gabriel Tarde’s Monads. The British Journal of Sociology. Vol. 63. No. 4: 591–615.

20. Ledford H. (2020). How Facebook, Twitter and other data troves are revolutionizing social science. Nature. No. 7812: 328–330.

21. Marres N. (2017) Digital Sociology: The Reinvention of Social Research. Cambridge: Polity Press.

22. McFarland D., Lewis K., Goldberg A. (2015) Sociology in the era of big data: the ascent of forensic social science. American Sociologist. No. 47: 12–35.

23. Zhang J., Centola D. (2019) Social Networks and Health: New Developments in Diffusion, Online and Offline. Annual Review of Sociology. No. 45(1): 91–109.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх