Дискурсы о социальных барьерах российской (контр)инновационной системы: реальность или нарратив?

 
Код статьиS013216250016089-0-1
DOI10.31857/S013216250016089-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой экономической теории
Аффилиация: Южный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 10
Страницы61-71
Аннотация

Целью исследования является выявление и критический анализ объяснений разрыва между хорошим уровнем российской науки и относительно слабым развитием отечественного инновационного производства. Изучение серии интервью экспертов позволило выявить четыре ключевые проблемы: низкий спрос бизнеса на инновации; провалы в государственном управлении инноватикой; сокращающееся воспроизводство научно-исследовательских кадров; институциональные препятствия патентованию «реальных» инноваций. Дискурс-анализ подводит к заключению, что главным тормозом российской инноватики является низкое качество государственного управления. На основе подхода нарративной экономической теории выражено сомнение в безусловной объективности такого вывода: эксперты могут воспроизводить «вирусные» нарративы (стереотипы), которые искаженно отражают реалии. Критический подход к изучаемым интервью показывает, что некоторые «обвинения» в адрес государственного регулирования инноватики недостоверны или неточны. Поэтому популярные суждения экспертов о плохом госрегулировании следует рассматривать как поверхностный уровень объяснения провалов инноватики в постсоветской России.

Ключевые словасоциология и экономика инноватики, национальная инновационная система, социальные факторы инноватики, дискурс-анализ инноватики, нарративная экономическая теория, государственное регулирование
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 21-18-00562.
Получено14.10.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов30893
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Национальная инновационная система как объект социально-экономического анализа.

2 Отечественные и зарубежные исследователи социальных аспектов развития технологических инноваций отмечают парадокс: в России много выдающихся ученых и изобретателей, но мало инновационных товаров собственного производства (см., напр.: [Грэхем, 2014; Аузан и др., 2019)]). Известный американский исследователь социальной истории российской науки Л. Грэхэм пишет, что в России столетиями действуют мощные социальные препятствия на пути технологического успеха: «Некоторые из них, например отсутствие эффективного законодательства в области инноваций, очевидны и легко объяснимы. Другие, например фактор сложившегося в обществе отношения к инноваторам, трудно сформулировать однозначно. Но именно они играют очень важную роль» [Грэхэм, 2014: 146]. Для исследования «сложившегося в обществе отношения к инноваторам» необходимо использовать междисциплинарный подход, связанный не только с социологическим анализом, акцентирующим внимание на «людях, которые играют в игры», но и с институциональным экономическим анализом, рассматривающим «игры, в которые играют люди».
3 Главная идея современных институциональных экономических теорий от Т. Веблена и Р. Коуза заключается в подходе к хозяйственной жизни как к системе формальных и неформальных институтов («правил игры», официальных правил и неофициальных норм поведения [North, 1989: 1321]), сознательно выбираемых и/или стихийно складывающихся. Институциональные факторы рассматриваются при этом в широком диапазоне – от культурных норм до инструментальных аспектов (не)совершенства правового регулирования. С институциональной экономической теорией смыкается эволюционная экономическая теория, концентрирующая внимание на институтах генерирования и распространения инноваций. В рамках современной эволюционной экономики сформировалось представление о национальной инновационной системе – специфической для конкретной страны «совокупности отдельных институтов, которые совместно и индивидуально способствуют развитию и распространению новых технологий и обеспечивают основу для формирования и реализации государственной политики, воздействующей на инновационный процесс. По сути, это система взаимосвязанных институтов для создания, хранения и передачи знаний, навыков и артефактов, определяющих новые технологии» [Metcalfe, 1995: 38]. Особенности инновационных систем зависят от укорененности эффективных социальных технологий (институциональной среды), которые могут помогать/препятствовать использованию потенциала технологических инноваций [Lundvall, 2016: 80]. Такой подход к инноватике со стороны экономистов схож с подходами изучающих инноватику социологов, которые тоже стремятся к комплексному анализу аспектов взаимодействий акторов инновационной системы (см., напр.: [Латова, Латов, 2014; Ключарев и др., 2016]).

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 755

Оценка читателей: голосов 0

1. Аузан А.А., Комиссаров А.Г., Бахтигараева А.И. Социокультурные ограничения коммерциализации инноваций в России // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 4. С. 76–95.

2. Бычкова О.В., Гладарев Б.С., Хархордин О.В., Цинман Ж.М. Фантастические миры российского хай-тека. СПб.: ЕУ в СПб., 2019.

3. Вольчик В.В. Нарративы и понимание экономических институтов // Terra Economicus. 2020. Т. 18. № 2. С. 49–69. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-49-69.

4. Вольчик В.В., Корытцев М.А., Маслюкова Е.В. Институты и идеология менеджеризма в сфере высшего образования и науки // Управленец. 2019. Т. 10. № 6. С. 15–27. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-6-2.

5. Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

6. Дежина И.Г., Медовников Д.С., Розмирович С.Д. О государственной поддержке малых инновационных компаний Фондом содействия инновациям // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 110–119. DOI: 10.31857/S013216250007447-4.

7. Доклад «Непрерывное образование и наукоемкие производства: институты и практики взаимодействия». По результатам научного проекта, выполненного при поддержке РНФ (№ 16-18-10420). 2018. URL: https://www.isras.ru/files/File/Doklad/Doklad_Nepreryvnoe_obrazovanie_i_naukoemkie_proizvodstva_2018_final.pdf

8. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латова Н.В., Латов Ю.В., Шереги Ф.Э. Образование, наука и бизнес в создании интеллектуалоемких сред. М.: Нестор-История, 2016.

9. Ключарев Г.А., Чурсина А.В. Наукоемкие производства для инновационной экономики: мнения экспертов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 1. С. 68–83. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-68-83.

10. Латова Н.В., Латов Ю.В. Становление технонауки как высшей стадии развития наукосферы // Общественные науки и современность. 2014. № 5. С. 142–156.

11. Николс Т. Смерть экспертизы: как интернет убивает научные знания. М.: Бомбора, 2019.

12. Савинков В., Попов М., Ключарев Г. Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики. М.: ЮРАЙТ, 2021.

13. Тамбовцев В.Л. Инновации и культура: важность методологии анализа // Вопросы экономики. 2018. № 9. С. 70–94. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-9-70-94.

14. Lundvall B.Å. Innovation as an Interactive Process: From User–Producer Interaction to the National Systems of Innovation // The Learning Economy and the Economics of Hope.  Anthem Press, 2016. Р. 61–84.

15. Metcalfe J.S. Technology Systems and Technology Policy in an Evolutionary Framework // Cambridge Journal of Economics. 1995. Vol. 19. No 1. P. 25–46. DOI: 10.1093/oxfordjournals.cje.a035307.

16. Nelson R.R. Economics from an Evolutionary Perspective // Modern Evolutionary Economics: An Overview. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press, 2018. Р. 1–34.

17. North D.C. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction // World Development. 1989. Vol. 17. No 9. P. 1319–1332. DOI: 10.1016/0305-750X(89)90075-2.

18. Polanyi M. Personal Knowledge. Routledge, 2012.

19. Shiller R.J. Narrative Economics: How Stories Go Viral and Drive Major Economic Events. Princeton Univ. Press, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх