Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании. М.: ВШЭ, 2020.

 
Код статьиS013216250015840-7-1
DOI10.31857/S013216250015840-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании. М.: ВШЭ, 2020.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник; ответственный секретарь журнала; старший преподаватель
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Журнал "Социологические исследования"
Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы161-164
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено27.08.2021
Дата публикации27.09.2021
Кол-во символов9546
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Качественные исследования в нашей стране прочно вошли в арсенал социолога. Дискуссия о разнице методологий давно перестала быть острой и непримиримой1. В исследованиях широко используется сочетание различных методов. Сбор количественных («жёсткие» методы, чаще всего опросная методика) и качественных («мягкие» методы, чаще всего глубинные интервью) данных позволяет комплексно подходить к решению поставленных задач исследования, взаимодополняя друг друга (см., например, статью по стратегиям смешивания методов (mixed methods research2)). Все это составляет общую методологию анализа данных, сбор которых осуществляется с помощью разных исследовательских практик3. Однако если учебные пособия по применению количественных стратегий имеются, то по использованию качественных методов наблюдается явный дефицит таких изданий. Одно из первых и наиболее популярных, подготовленное В.В. Семеновой, вышло более двадцати лет назад4. Учебные пособия по этой тематике других исследователей-"качественников" (И.Е. Штейнберг, В.И. Ильин, А.С. Готлиб и др.) также давно не обновлялись. Поэтому выход в свет рецензируемой монографии ожидаем, тем более её авторы – практикующие исследователи и преподаватели спецкурсов по качественной методологии в разных вузах (НИУ ВШЭ, ГАУГН, РГГУ) – в своей практике остро чувствуют необходимость в современной учебной литературе по методам. 1. Начало дискуссии относят к статье: Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28–42.

2. Савинская О.Б., Истомина А.Г., Ларкина Т.Ю., Круглова К. Д. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21–29.

3. Татарова Г. Г. Качественные методы в структуре методологии анализа данных // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2002. Том. 0. № 14. С. 33–52.

4. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.
2 Учебное пособие задумывалось авторами как практическое руководство в стиле how to do (т.е. руководство к действию). На основе реальных исследовательских практик приводятся рекомендации по работе с "малыми" данными в интерпретативной парадигме. Работа основывается на современном опыте сбора данных, поэтому содержит рекомендации по использованию разнообразных новых ресурсов: онлайн-сообществ и сетей, виртуальных хранилищ данных, фотографий и видеоконтента.
3 В целом структура книги отражает основные этапы полевого проекта: «от задумки до первичной презентации результатов» (с. 10). Однако речь идёт скорее о первичном анализе полученных данных – «первичная аналитика, где фиксируются ключевые инсайты и определяются темы для дальнейшей аналитической работы» (с. 10).
4 Авторы не ограничивают аудиторию социологами, справедливо полагая, что смежные дисциплины активно используют наработки социологии. Поэтому пособие может быть полезно также социальным антропологам, культурологам, урбанистам и др.
5 Отметим удобную для студентов структуру пособия: два раздела "Подготовка к полю" и "Сбор полевых данных" разделяются на главы (всего 9 глав), каждая содержит основные сведения с хорошим обзором литературы, примеры из исследовательской практики, итоговое обобщение, список ключевых понятий, вопросы для самопроверки, а также практические задания и рекомендуемую литературу. Отдельно подчеркнём графическое оформление пособия: схемы, врезки, таблицы и креативные рисунки позволяют успешнее осваивать материал начинающим исследователям. В Приложении приводятся образцы информационных писем, этических соглашений, информированных согласий, гайды, руководство для наблюдения, памятка транскрибера и т.п., что имеет практическое значение.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 738

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх