Vanke A.V., Polukhina E.V., Strelnikova A.V. How to Collect Data in a Qualitative Field Research. Moscow: VShE, 2020. Reviewed by S.Yu. Demidenko

 
PIIS013216250015840-7-1
DOI10.31857/S013216250015840-7
Publication type Review
Source material for review Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании. М.: ВШЭ, 2020.
Status Published
Authors
Occupation: Researcher; Executive Secretary (Editor); Senior Lecturer
Affiliation:
Institute of Sociology of FCTAS RAS
Journal "Sociological studies"
State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 9
Pages161-164
Abstract

          

Keywords
Received27.08.2021
Publication date27.09.2021
Number of characters9546
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Качественные исследования в нашей стране прочно вошли в арсенал социолога. Дискуссия о разнице методологий давно перестала быть острой и непримиримой1. В исследованиях широко используется сочетание различных методов. Сбор количественных («жёсткие» методы, чаще всего опросная методика) и качественных («мягкие» методы, чаще всего глубинные интервью) данных позволяет комплексно подходить к решению поставленных задач исследования, взаимодополняя друг друга (см., например, статью по стратегиям смешивания методов (mixed methods research2)). Все это составляет общую методологию анализа данных, сбор которых осуществляется с помощью разных исследовательских практик3. Однако если учебные пособия по применению количественных стратегий имеются, то по использованию качественных методов наблюдается явный дефицит таких изданий. Одно из первых и наиболее популярных, подготовленное В.В. Семеновой, вышло более двадцати лет назад4. Учебные пособия по этой тематике других исследователей-"качественников" (И.Е. Штейнберг, В.И. Ильин, А.С. Готлиб и др.) также давно не обновлялись. Поэтому выход в свет рецензируемой монографии ожидаем, тем более её авторы – практикующие исследователи и преподаватели спецкурсов по качественной методологии в разных вузах (НИУ ВШЭ, ГАУГН, РГГУ) – в своей практике остро чувствуют необходимость в современной учебной литературе по методам. 1. Начало дискуссии относят к статье: Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28–42.

2. Савинская О.Б., Истомина А.Г., Ларкина Т.Ю., Круглова К. Д. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21–29.

3. Татарова Г. Г. Качественные методы в структуре методологии анализа данных // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2002. Том. 0. № 14. С. 33–52.

4. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.
2 Учебное пособие задумывалось авторами как практическое руководство в стиле how to do (т.е. руководство к действию). На основе реальных исследовательских практик приводятся рекомендации по работе с "малыми" данными в интерпретативной парадигме. Работа основывается на современном опыте сбора данных, поэтому содержит рекомендации по использованию разнообразных новых ресурсов: онлайн-сообществ и сетей, виртуальных хранилищ данных, фотографий и видеоконтента.
3 В целом структура книги отражает основные этапы полевого проекта: «от задумки до первичной презентации результатов» (с. 10). Однако речь идёт скорее о первичном анализе полученных данных – «первичная аналитика, где фиксируются ключевые инсайты и определяются темы для дальнейшей аналитической работы» (с. 10).
4 Авторы не ограничивают аудиторию социологами, справедливо полагая, что смежные дисциплины активно используют наработки социологии. Поэтому пособие может быть полезно также социальным антропологам, культурологам, урбанистам и др.
5 Отметим удобную для студентов структуру пособия: два раздела "Подготовка к полю" и "Сбор полевых данных" разделяются на главы (всего 9 глав), каждая содержит основные сведения с хорошим обзором литературы, примеры из исследовательской практики, итоговое обобщение, список ключевых понятий, вопросы для самопроверки, а также практические задания и рекомендуемую литературу. Отдельно подчеркнём графическое оформление пособия: схемы, врезки, таблицы и креативные рисунки позволяют успешнее осваивать материал начинающим исследователям. В Приложении приводятся образцы информационных писем, этических соглашений, информированных согласий, гайды, руководство для наблюдения, памятка транскрибера и т.п., что имеет практическое значение.

Price publication: 100

Number of purchasers: 2, views: 733

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up