Гражданские жалобы как демократический механизм обратной связи

 
Код статьиS013216250003748-5-1
DOI10.31857/S013216250003748-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы63-74
Аннотация

В статье анализируется феномен гражданских жалоб как механизм обратной связи. Демонстрируется их использование в сфере управления, в государственном секторе при оказании общественных услуг организациями разных форм собственности и в рыночных стратегиях конкурентной среды западных обществ. В российских социально-экономических условиях традиционно использовался нерыночный сигнал обратной связи в виде института жалоб для координации потоков сдач-раздач в рамках общественно-служебной собственности. Историческая логика развития этого сигнального механизма необходима для понимания современного этапа эволюции административных жалоб в гражданскую форму диалога с властью, с помощью которой более динамично устраняются возникающие проблемы, и формируется порядок открытого доступа к национальным ресурсам в России.

Ключевые словагражданская жалоба, демократия, институт жалобы, служебный труд, порядок открытого доступа, обратная связь
Источник финансированияСтатья выполнена в рамках проекта ИЭОПП № АААА-А17-117022250126-1.
Получено15.03.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов30281
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Постановка проблемы.

2 Институт жалоб – традиционный канал обратной связи нерыночного типа на протяжении исторического развития России. Законодательная основа этого института совершенствовалась, рационализировался порядок прохождения жалоб. Это привело к возникновению сначала «иерархической жалобы», которая заменила челобитные. Затем сама она была преобразована в административную жалобу, поскольку канал ее прохождения был встроен внутрь механизма управления. Следствием стало включение института жалоб во все уровни иерархии с целью коррекции принимаемых решений.
3 Любая жалоба включает три компонента: неудовлетворенность ситуацией, обоснование этой неудовлетворенности, просьбу и (или) предложение о разрешении ситуации. Совокупность жалоб за определенный период дает полную картину о проблемных участках хозяйства.
4 Административные жалобы (в отличие от судебных или бытовых) имеют сложную внутреннюю структуру и бывают трех видов: 1) жалобы-сигналы – наиболее сильная форма выражения недовольства состоянием дел; с такими жалобами население обращается в вышестоящие органы управления, к депутатам, в СМИ; 2) жалобы-обращения – с ними обращаются непосредственно в организации, которые отвечают за решение данной проблемы; 3) латентные жалобы представляют собой жалобы, высказываемые только в случаях, когда об этом специально спрашивают, например в ходе опросов. Они выражают проблемы, с наличием которых население вынужденно смирилось, и представляют собой резервуар, в котором проблемы постепенно накапливаются и превращаются в жалобы-сигналы.
5 В середине ХХ в. нерыночный механизм обратной связи стал активно использоваться Западом в рамках социального государства при одновременном преобразовании административных жалоб в гражданские. Жалобы гражданского типа принимают формы легального публичного протеста, дополняя те, которые проходят по иерархическим каналам административных структур. В настоящее время в России институт жалоб совершенствует свои формы, включая публичный характер общения с разными уровнями власти, разрешенные выступления по конкретным проблемам. Несмотря на объективный характер процесса становления гражданских жалоб, он протекает с большими трудностями: «в российских регионах власть давно трансформировалась в бюрократическую корпорацию, обладающую набором стандартов поведения, которые не предусматривают, а иногда и прямо исключают возможность и необходимость публичного диалога с обществом» [Бабинцев, Шаповал, 2018: 7].
6 Цель статьи – объяснение роли и места института гражданских жалоб в развитии современной экономики и общества. На международной конференции «Культура жалоб в Восточной Европе и Евразии» (2013) жалобу впервые концептуализировали как универсальную вненациональную многофункциональную практику общения между гражданами и властью. «Жалоба является отнюдь не только объектом социально-исторических исследований. Современный мир создает новые контексты и новые запросы на понимание и исследование жалоб. В новых контекстах жалобы приобретают новые смыслы и новую ценность, а значит, методология исследования жалоб должна развиваться» [Богданова, 2014].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1998

Оценка читателей: голосов 0

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.

2. Бабинцев В.П., Шаповал Ж.А. Публичные коммуникации власти и общества в регионе: проблемы и возможности конструктивных изменений // Власть 2018. № 4. C. 7–15. DOI: 10.31171/vlast.v26i4.5756.

3. Барлоу Д., Меллер К. Жалоба как подарок. Обратная связь с клиентом – инструмент маркетинговой стратегии. М.: Олимп-Бизнес, 2006.

4. Бессонова О.Э. Генезис российской матрицы в контексте общих институциональных процессов // Социологические исследования. 2015. № 10. С.64–73.

5. Бессонова О.Э. Институциональная матрица социального государства и демократии в России // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 3. С. 50–67.

6. Бессонова О.Э., Кирдина С.Г., О'Салливан Р. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России: Демонстрационные проекты в жилищном хозяйстве. Новосибирск: НГУ, 1996.

7. Богданова Е.A. Исследования жалоб: традиции и перспективы // Laboratorium. 2014. Т. 6. № 3. С. 8–12. URL: http://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/497/1194 (дата обращения: 20.05.2018).

8. Бородин С.С. Административное право. СПб.: Юрист, 2012.

9. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Р.н/Д.: Феникс, 1995.

10. Володин А.Ю. Жалобы рабочих в конце XIX – начале XX в.: механизм функционировании социальной информации // Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. М.: ИВИ РАН, 2004. С. 240–252.

11. Высоцкий Д.А. Общественно-политические взгляды поместного дворянства и внутреннее развитие русского государства XVII в. Автореф. ... к.и.н. Л., 1988.

12. Дитятин И.И. Роль челобитных и земских соборов в управлении московского государства. Статьи по истории русского права. СПб.: Русская мысль, 1895.

13. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. М.: Право и жизнь, 1925.

14. Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения: в 9-ти т. T. 3. М.: Мысль, 1989.

15. Корнаи Я. Дефицит. М.: Наука, 1990.

16. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб.: Изд. Археографической комиссии, 1884. URL: http://www.rummuseum.info/node/5090 (дата обращения: 20.05.2018).

17. Куда идет Россия. Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Аспект-Пресс, 1996.

18. Ле Гранд Д. Другая невидимая рука: предоставление общественных услуг на основе выбора и конкуренции. М.: Ин-т Гайдара, 2011.

19. Нерар Ф. Пять процентов правды. Разоблачение и доносительство в сталинском СССР (1928–1941). М.: РОССПЭН, 2011.

20. Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юрист, 1996.

21. О работе с письмами трудящихся. М.: Юридическая литература, 1980.

22. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М.: Наука, 1988.

23. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Сочинения: в 18-ти т. Т. 7. М.: Мысль, 1988.

24. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М.: Наука, 1997.

25. Хиршман А.О. Выход, голос и верность: Реакция на упадок фирм, организаций и государств. М.: Новое издательство, 2009.

26. Muravyeva M. The Culture of Complaint: Approaches to Complaining in Russian. An Overview // Laboratorium. 2014. Vol. 6. No. 3: 93–104. URL: http://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/471 (дата обращения: 20.05.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх