Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность власти. М.: РГГУ, 2020. 687 с.

 
Код статьиS013216250014682-3-1
DOI10.31857/S013216250014682-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность власти. М.: РГГУ, 2020. 687 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: проф. кафедры теории регионоведения
Аффилиация: Московский государственный лингвистический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 7
Страницы163-166
Аннотация

       

Ключевые слова
Получено17.07.2021
Дата публикации21.09.2021
Кол-во символов15008
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Масштабное исследование проф. РГГУ Е.Я. Виттенберга посвящено проблеме, которую многие отечественные политики, аналитики и рядовые граждане считают ключевой с точки зрения будущего России – социальной ответственности власти. Это вторая из книг трилогии, посвященной общей проблеме социальной ответственности в России. Первая («Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве», 2011 г.) получила широкий отклик в прессе. В настоящее время автор работает над третьей книгой, посвященной социальной ответственности гражданского общества.
2 Несколько обстоятельств делают рецензируемую книгу незаурядным явлением в научной литературе по истории постсоветской трансформации. Во-первых, объем проделанной работы. На почти семистах страницах детально критически анализируется внешняя и внутренняя политика власти с позиций социальной ответственности: ее планы, реализация намеченного, результаты и последствия. Использован большой теоретический и эмпирический материал: данные Росстата, официальных юридических документов, решений правительства, социологических исследований (Институт социологии РАН, ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центр), труды российских и зарубежных историков, политологов, социологов и экономистов. Содержится около тысячи ссылок на источники, нередко с обширными комментариями к ним.
3 Во-вторых, само обращение к феномену социальной ответственности власти можно признать ценной и аналитически перспективной частью авторского замысла. Хорошо известно, что от времен «шоковой терапии» целому поколению российских исследователей и управленцев осталась в наследство идиосинкрозия к самому понятию «социальная поддержка». Весьма распространенным оказалось мнение, что «государство должно уйти», «государство ничего не должно», а рыночная экономика и свободная игра эгоистических интересов расставят все по своим местам. Однако постсоветский российский опыт убедительно продемонстрировал пагубность такого подхода. Подобная позиция разрушительным образом воздействует не только на людей, но и на состояние политической сферы, нации и государства.
4 В-третьих, особенно актуально в атмосфере становящегося все более популярным противопоставления российскими властями «прагматичного» Запада с его приверженностью ценностям «прибыли» и «материального интереса», с одной стороны, и «высокодуховной» России с ее приверженностью ценностям «добра» и «справедливости» – с другой. В частности, президент РФ В. Путин в октябре 2015 г. заявил: «В основе российского мировоззрения лежит представление о добре и зле, о высших силах, божественное начало. В основе западного мышления…. лежит интерес, прагматичность, прагматика»1. Подобные заявления делают злободневным вопрос, который задает себе любой думающий россиянин: насколько современная Россия в ее социально-экономических и политических параметрах соответствует заявленным представлениям о «справедливости», «добре» и «божественном начале» и насколько власть содействует реализации на практике этих представлений? Уверен, что многие дадут отрицательный ответ. Нынешняя Россия категорически не соответствует официально завяленным ценностям «добра» и «справедливости». Сказанное отчетливо проявилось в пандемию и особенно резко по сравнению с «прагматичным» Западом. Так, в канун Рождества 2020 г. в США приняли очередной пакет помощи простым жителям, согласно которому на поддержку граждан были выплачены пособия почти на 260 млрд долларов. Плюс к этому 140 млрд долларов составили выплаты американцам по программе страхования от безработицы. В 2021 г. президент Байден подписал так называемый пакет стимулов, включающий в себя 2 трлн долларов, компенсирующих американцам потери от пандемии2. Российские власти заметного пакета помощи своим гражданам не предложили, кроме разовых подачек отдельным категориям населения. В результате последствием пандемии коронавируса стал резкий – почти на 2 млн человек – рост числа россиян, живущих за чертой бедности. Таким образом, столь часто звучащая риторика о справедливости как о фундаментальном принципе «русского мира» неизбежно вступает в противоречие с нынешним социально-экономическим укладом России. В контексте сказанного, ответ на вопрос Е. Виттенберга» «В чем заключается социальная ответственность российской власти?» – представляется как никогда актуальным. 1. >>>> .

2. Joe Biden’s Stimulus is a High-Stakes Gamble for America and the World// The Economist. 2021. March 13/ https://www.economist.com/leaders/2021/03/13/joe-biden’s-stimulus-is-a-high-stakes-gamble-for-america-and-the-world&sa=d&source

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 544

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх