Ситуация в стране и перспективы ее развития через призму общественного мнения в период пандемии

 
Код статьиS013216250013734-0-1
DOI10.31857/S013216250013734-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 4
Страницы37-49
Аннотация

На материалах общероссийского опроса, проведенного в сентябре 2020 г., анализируются социальные настроения россиян: восприятие ситуации в стране, ее развития, социально-экономических проблем и социальной напряженности. Особое внимание уделено межгрупповым различиям, а также изучению динамических процессов за последние 10 лет. Сделан вывод о формировании новых для российского общества трендов, способствующих назреванию очередного социально-политического кризиса. Во-первых, россияне начинают рассматривать события внутри страны как главный источник проблем. Во-вторых, впервые за многие годы очень слабы ожидания будущих успехов страны. В-третьих, наметились новые проблемные сферы (моральное состояние общества, права и свободы, культура и искусство) в дополнение к традиционно низкой оценке уровня жизни и социальной сферы. В-четвертых, проявилась специфическая конфигурация пессимистически настроенных групп россиян: к осени 2020 г. особо высокий пессимизм отмечался у жителей двух российских столиц; кроме этого, российская молодежь не выделяется на фоне сограждан повышенным оптимизмом. Полученные результаты согласуются с данными международных исследований об ухудшении социальных настроений молодых людей.

Ключевые словасоциальное настроение, пандемия, ситуация в стране, социально-экономические проблемы, социальная напряженность, общественное мнение
Получено21.04.2021
Дата публикации04.05.2021
Кол-во символов25884
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1463

Оценка читателей: голосов 0

1. Латов Ю.В. Россияне о будущем страны: старые тревоги и новые надежды // Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2017. С. 308–331.

2. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020.

3. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966.

4. Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / отв. ред. Горшков М.К., Петухов В.В. Москва: Весь Мир, 2015.

5. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение – феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 21–35.

6. Daly M., Sutin A., Robinson E. Longitudinal changes in mental health and the COVID-19 pandemic: Evidence from the UK household longitudinal study // Psychological medicine. 2020. P. 1–10.

7. Ranta M., Silinskas G., Wilska T.-A. Young adults' personal concerns during the COVID-19 pandemic in Finland: an issue for social concern // International Journal of Sociology and Social Policy. 2020. Vol. 40. No. 9/10. P. 1201–1219.

8. Sabat I., Neuman-Böhme S., Varghese N. E., Barros P. P., Brouwer W., van Exel J., Schreyögg J., Stargardt T. United but divided: Policy responses and people’s perceptions in the EU during the COVID-19 outbreak // Health Policy. 2020. Vol. 124. Is. 9. P. 909–918.

9. Xiong J., Lipsitz O., Nasri F., Lui L., Gill H., Phan L., Chen-Li D., Iacobucci M., Ho R., Majeed A., McIntyre R. S. Impact of COVID-19 pandemic on mental health in the general population: A systematic review // Journal of affective disorders. 2020. Vol. 277. P. 55–64.

10. Zajacova A., Jehn A., Stackhouse M., Choi K. H., Denice P., Haan M., Ramos H. Mental health and economic concerns from March to May during the COVID-19 pandemic in Canada: Insights from an analysis of repeated cross-sectional surveys // SSM - Population Health. 2020. Vol.12. Р. 55–64.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх