Актуализация методологического наследия М. Вебера в поисках ответов на вызовы современной социологии

 
Код статьиS013216250013143-0-1
DOI10.31857/S013216250013143-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры социологии
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 4
Страницы3-14
Аннотация

Цель статьи – актуализация методологии М. Вебера в условиях новых вызовов социально-гуманитарному знанию, обусловленных большими данными и «революцией архивов». Богатые инструментальные возможности цифровых исследовательских практик, позволяющие устанавливать разнообразные корреляции множества фактов, усиливают прикладные и прогностические возможности науки. Однако они же провоцируют отказ от фундаментального теоретизирования как цели науки. Показано, что обоснованный М. Вебером методологический принцип «отнесения к ценности» представляет пример решения этих проблем в исторической социологии начала ХХ в. «Понимание культурных значений» исторических фактов имеет приоритет по сравнению с установлением их практически применимых корреляций в качестве существенной цели научных исследований. Показано, что отказ Вебера от установления универсальных законов истории в пользу типичных каузальных связей, выделяемых на основе «отнесения к ценности», не означает отказа от «большой теории». В социологии Вебера есть универсальная методологическая основа — теория рационализации, объединяющая различные теоретические перспективы и служащая ориентиром для понимания общества в его многообразии и противоречивости.

Ключевые словаисторическая социология М. Вебера, большие данные, «революция архивов», «отнесение к ценности», «большие теории», универсальная методология
Получено21.04.2021
Дата публикации04.05.2021
Кол-во символов34066
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Постановка проблемы.

2 В современном обществе наука, в том числе социальное и гуманитарное знание, встречается с многочисленными вызовами. Новые реалии постиндустриального, «текучего» (З. Бауман) общества, «рефлексивного модерна» (Э. Гидденс) поставили под сомнение важнейший принцип социального знания — каузальное объяснение. Цифровизация как развитие новых технологий коммуникации и фиксации социальных действий с появлением больших данных (Big Data), раскрытием архивов, их оцифровкой и расширением доступа к архивным материалам открыли новые возможности для исследователей, что потребовало поиска не только новых методов работы с эмпирическими данными, но и нового понимания способов формирования предметных областей исследований. Можно согласиться с В.И. Дудиной, что «отставание социологического теоретизирования от возможностей, которые предоставляют цифровые технологии, в недалеком будущем может поставить под вопрос саму возможность социологии как автономной дисциплины» [Дудина, 2016: 30; 2018].
3 Вызовы цифровизации для исторической социологии как теоретико-методологической перспективы, ориентированной на изучение длительных процессов становления социальных институтов и групп, включают не только проблему доступности исторических документов, но и следующие за ними императивы пересмотра оснований социального знания. В современной исторической науке сейчас остро дискутируются вопросы недостаточности «большой истории», места «истории повседневности» и изучения «малой истории» (включая устную и семейную историю, эти исследования перекликаются с качественными методами в социологии), решаются проблемы освобождения исторической науки от политических мифов и фальсификаций через включение и осмысление ранее неучтенных или недоступных источников, документов, воспоминаний современников. По существу, это ставит вопрос о назначении исторической науки, ее целях и ее месте в современном обществе.
4 Представляется, что в поисках ответов на эти вызовы целесообразно обратиться к истокам исторической социологии как теоретической перспективы, особенно к наследию М. Вебера, в котором содержатся идеи, полезные при самоопределении социальной науки перед новыми вызовами, и важные эпистемологические и теоретико-методологические разработки. Ниже мы рассмотрим предложенную Вебером методологию формирования предмета и базы исследований применительно к современным проблемам развития социально-гуманитарного знания.
5

«Отнесение к ценности» в методологии исторической социологии М. Вебера: к современному прочтению.

6 Историческая социология представляет собой не столько отраслевую теорию, сколько теоретическую перспективу [Шпон, 2014: 57], ориентированную на анализ больших временных промежутков и длительных процессов, что дает возможность выявить глубинные причины и типичные свойства явлений и процессов. В качестве исследовательской программы она позволяет понять специфику современных событий и процессов через обращение к прошлым состояниям социума [Романовский, 1998: 9]. Именно эти задачи ставил перед собой М. Вебер, когда изучал формирование капитализма, объяснял экономический успех протестантских обществ протестантской трудовой этикой, занимался каузальным объяснением, обращаясь к анализу генезиса современных ему институтов капиталистического общества, рынка, форм господства, политической и научной деятельности.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 244

Оценка читателей: голосов 0

1. Берман П.Ш. Большие данные и историческая социальная наука // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 144–149.

2. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990а. С. 345–415.

3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990б. С.707–735.

4. Вебер М. Предварительные замечания // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990г. С. 44–59.

5. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990в. С. 307–343.

6. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 5–43.

7. Давыдов Ю.Н. Веберовская теория капитализма — ключ к универсальной исторической социологии // История теоретической социологии. Т. 2. М.: КАНОН+, 2002. С. 376–408.

8. Давыдов Ю.Н., Гайденко П.П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.

9. Дудина В.И. От Паноптикона к Панспектрону: цифровые данные и трансформация режимов наблюдения // Социологические исследования. 2018. №11. С. 17–26.

10. Дудина В.И. Цифровые данные – потенциал развития социологического знания // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 21–30.

11. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Макс Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998.

12. Зарубина Н.Н. Теория рационализации Макса Вебера как методология понимания современных социокультурных процессов // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 6. С. 3–15.

13. Китчин Р. Большие данные, новые эпистемологии и смена парадигм // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. № 44. C. 111–152.

14. Киященко Л.П. Этос постнеклассической науки (к постановке проблемы) // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005. С. 29–53.

15. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 1998.

16. Романовский Н.В. Историческая социология: опыт ретроспективного анализа // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 7—14.

17. Шпон В. Историческая и сравнительная социология в глобальном мире // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 2. С. 55–69.

18. Andreski S. Max Weber’s Insights & Errors. L.: Routledge, 1984.

19. Aurora G.S. Hindu Religious Rationality and Inner-Worldly Ascetism // Reсent Research on Max Weber’s Studies of Hinduism. München, Köln, London, Weltforum Verlag, 1986.

20. Bellah R. Reflections on the Protestant Ethic Analogy in Asia // The Journal of Social Issues. 1963. Vol. XIX. No. 1. P. 52–60.

21. Bendix R. Max Weber’s Sociology Today // International Social Science Journal. 1965. Vol. XVII. No 1.

22. Kalberg S. Max Webers Typen der Rationalität. Grundsteine für die Analyse von Rationalisierungsprozessen in der Geschichte // Max Weber und die Rationalisierung sozialen Handelns. Stuttgart: Enke, 1981. S. 9–38.

23. Munshi S. Max Weber über Indien. Eine einführende Kritik // Max Weber, der Historiker. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1986.

24. Parsons T. Introduction // Max Weber. The Sociology of Religion. London, 1965.

25. Ruppert E., Law J., Savage M. Reassembling Social Science Methods: the Challenge of Digital Devices // Theory, Culture and Society. 2013. Vol. 30(4). P. 22–46.

26. Schwinn T. Klassikerdämmerung. 100 Jahre Max Weber im Kontext der Soziologiegeschichte und des aktuellen Zustandes unserer Disziplin // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 2020. Vol. 72. P. 351–381.

27. Seyferth C. Gesellschaftliche Rationalisierung und die Entwicklung der Intellektuellenschichten. Zur Weiterführung eines zentralen Themas Max Webers // Max Weber und die Rationalisierung Sozialen Handelns. Stuttgart: Enke, 1981. S. 189–223.

28. Weiss J. Max Webers Grundlegungen der Soziologie. München: UTW, 1975.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх