Неожиданный Б. Ф. Егоров

 
Код статьиS013160950004563-3-1
DOI10.31860/0131-6095-2019-1-244-245
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Егоров Б. Ф. Творческая жизнь Бориса Чичибабина. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2016. 192 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор, зав. кафедрой
Аффилиация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 1
Страницы244-245
Аннотация

Рец. на: Егоров Б. Ф. Творческая жизнь Бориса Чичибабина. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2016. 192 с.

 

 

Ключевые слова-
Получено29.03.2019
Дата публикации29.03.2019
Кол-во символов7414
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-244-245
2 © Е. И. О р лова
3 НЕОЖИДАННЫЙ Б. Ф. ЕГОРОВ*
4 Вероятно, многими новая исследователь- ская книга Б. Ф. Егорова, известного своей преимущественной приверженностью XIX ве- ку, была воспринята как неожиданность. Ко- нечно, не только специалистам, но и самому широкому кругу интеллигенции хорошо из- вестны монография Егорова о Ю. М. Лотма- не, подготовленные им письма Лотмана, его собственные «Воспоминания» и «Воспомина- ния-2», многое другое. Но кажется, поэтами- современниками Егоров раньше не занимал- ся — по крайней мере, до 2010-х годов, когда он стал ответственным редактором тома Б. Чи- чибабина в серии «Литературные памятни- ки».
5 * Егоров Б. Ф. Творческая жизнь Бориса Чичибабина. СПб.: ООО «Издательство „Ро- сток“», 2016. 192 с. В монографии непротиворечиво совмеща- ются два исследовательских метода. Как куль- туролог Егоров внимателен к истории героя: подробно говорится о его происхождении, о фамилии, даже о возможных фамилиях (по отцу он был бы Борис Иванович Авдеев, по отчиму стал Борисом Алексеевичем Полуши- ным); и, наконец, особое внимание исследова- теля — к псевдониму, который, как это часто и бывает у поэтов, стал именем, тем более что — это замечает уже Егоров-филолог — между лирическим героем и автором у нашего поэта дистанция если и есть, то минимальная. Да и фамилия, выбранная для псевдонима, тоже не придуманная: это девичья фамилия матери поэта. К тому же Чичибабину свойст- венно называть в стихах, а то и зарифмовывать фамилию и/или имя — достаточно редкая черта, замечает Егоров. В самом деле, добавим мы, из предшественников можно вспомнить брюсовскую строку «Желал бы я не быть Вале- рий Брюсов». Брюсов присутствует в приводи- мом Егоровым на удивление длинном списке тех авторов, которых Чичибабин то ли знал, то ли наметил себе к изучению. Но ни подтвердить, что Чичибабин чи- тал стихотворение Брюсова, ни опровергнуть это мы не можем. Автор книги и не делает ни того ни другого, Егоров о Брюсове здесь не ду- мает. Было ли что-нибудь похожее у младших современников Чичибабина? Герой «Осени в Сигулде» А. А. Вознесенского называет себя не только полным именем («Андрей Возне- сенский — будет…»), но и — передавая слова героини — «Андрюшкой». Однако и эта ассо- циация тоже приходит на ум лишь потому, вероятно, что метод Егорова-филолога, кото- рый можно назвать методом свободных ассо- циаций, оказывается заразительным. Кстати, автор монографии как раз не под- держивает любимого поэта в одной формуле, которая кажется ему фамильярной: «Не быть мне больше Борькой…». Но ничего не имеет против другого случая: «…будем вовеки: Борис Чичибабин — / Лиля Карась». Вообще, любов- ные мотивы лирики Чичибабина прослежива- ются на протяжении всей книги Егорова, а сво- его рода продолжением монографии стала его статья «Пушкин и Чичибабин как эротические поэты».1 Итак, любовь и эротика — один из вну- тренних сюжетов рецензируемой монографии. Ее композицию составили опять-таки куль- туролог и литературовед, счастливо, то есть методологически бесконфликтно, совместив- шиеся в одном лице. Специальная глава, как уже, вероятно, понял читатель, посвящена истории семьи, рода и фамилии Чичибабина. Затем эволюция поэта явственно разделяется на «раннее творчество» и «взрослого Чичиба- бина» (так и названы две главы). И затем сле- дует мотивный анализ, потребовавший еще трех глав: «Природа в поэзии Бориса Чичиба- бина», «Культура» и «Эволюция социально- политических убеждений». Конечно, между ранним Чичибабиным и зрелым лежит почти пропасть. Юношеские стихи навеяны не только поэзией 1930-х годов, но и массовой песней этого времени. Даже пер- вый псевдоним «Борис Рифмач», предполагает Егоров, восходит, возможно, к знаменитому в те годы В. И. Лебедеву-Кумачу. Хочется, правда, добавить, что здесь можно увидеть не только подражание, которого более чем доста- точно в самих стихах, но и долю самоиронии у начинающего поэта, поскольку слово «риф- мач» неизбежно содержит для нас оттенок сни- жающий. Чичибабин-подросток настолько за- ворожен энтузиазмом вокруг себя, что даже расстрел деда и двух его братьев не открывает ему глаза на действительность. Прозрение на-

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 924

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх