Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа

 
Код статьиS013216250012685-6-1
DOI10.31857/S013216250012685-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования
Аффилиация: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: ведущий научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования
Аффилиация: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: научный сотрудник Центра социокультурных исследований
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 5
Страницы70-83
Аннотация

Статья посвящена изучению вовлеченности родителей в образовательный процесс детей в различных группах школ: неуспешных, резильентных, фейлинговых и эффективных. Особое внимание уделено школам, работающим в неблагоприятных социально-экономических условиях и показывающим высокие результаты (резильентные школы). Источником данных является опрос 3887 родителей, дети которых посещают общеобразовательные организации. Анализ уровня социально-экономического благополучия школы основан на данных опроса 1236 директоров школ. Для классификации родителей по их вовлеченности в школьную жизнь и образовательный процесс детей использован анализ латентных классов.  Родители по участию в образовании разделены на три класса: "Опекуны", "Наблюдатели" и "Невидимки". Соотношение классов зависит от возраста ребенка, и, в то же время, связано с уровнем образования родителей. В школах, работающих в сложных образовательных условиях, преобладают родители группы “Опекуны". Анализ конкретных родительских действий в разных типах школ показал, что для родителей, дети которых посещают резильентные школы, характерна максимальная ориентация на образовательные результаты детей. Заинтересованность родителей в образовании своих детей и их учебных достижениях является одним из важнейших факторов, определяющих успешность работы школ в сложных условиях. 

Ключевые словаучастие родителей в образовании, родительские стратегии, типы школ, резильентные школы
Источник финансированияИсследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Получено24.05.2021
Дата публикации28.06.2021
Кол-во символов29351
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1712

Оценка читателей: голосов 0

1. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–90. [Goshin M.E., Mertsalova T.A. (2018). Types of Parental Involvement in Education and Students’ Academic Results. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. No. 3: 68–90. (In Russ.)]

2. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю., Рощина Я.М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос, 2006. [Konstantinovsky D.L., Vakhshtein S.V., Kurakin D.Yu., Roschina Ya.M. (2006) Availability of Quality General Education: possibilities and limitations. Moscow: Logos. (In Russ.)]

3. Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. № 8. С. 64-72. [Lyubitskaya K.A. (2019) Parental involvement in the formation of children's educational environment. Pedagogika. No. 8: 64–72. (In Russ.)]

4. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. [Polivanova K.N., Bochaver A.A., Pavlenko K.V., Sivak E.V. (2020). Education outside the school walls. How parents design children's educational environment. Moscow: HSE Publishing house. (In Russ.)]

5. Ястребов Г.А., Бессуднов А.Р., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188–246. [Yastrebov G., Bessudnov А., Pinskaya М., Kosaretsky S. (2013). The problem of educational results contextualization. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. No. 4: 188–246. (In Russ.)]

6. Banquedano-Lopez P., Alexander R.A., Hernadez S.J. (2013) Equity Issues in Parental and Community Involvement in Schools: What Teacher Educators Need to Know? Review of Research in Education. No. 37(1): 149–182.

7. Bourdieu P., Passeron J.-C. (1990) Reproduction in Education, Society and Culture. London: SAGE Publications.

8. Brunello G., Checchi D. (2007) Does School Tracking Affect Equality of Opportunity? New International Evidence. Economic Policy. No. 22(52): 781–861.

9. Coleman J.S. (1966) Equality of Educational Opportunity. Educational Theory. No. 26 (1): 3–18.

10. Coleman J.S. (1988) Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology. No. 94: 95–120.

11. Derrick-Lewis S.M. (2001) Parental Involvement Typologies as Related to Student Achievement. Electronic Theses and Dissertations, paper 71. Available at: http://dc.etsu.edu/etd/71

12. Driessen G., Smit F., Sleegers P. (2005) Parental Involvement and Educational Achievement. British Educational Research Journal. No. 31(4): 509–532.

13. Epstein J. (2007) Connections count: Improving family and community involvement in secondary schools. Principal Leadership. No. 8(2): 16–22.

14. Fan X. (2001) Parental Involvement and Students' Academic Achievement: A Growth Modeling Analysis. Journal of Experimental Education. No. 70(1): 27–61.

15. Ferguson C., Ramos M., Rudo Z., Wood L. (2008). The school-family connection. A review of current literature. Austin, TX: National Center for Family and Community Connections.

16. Flecha R., Soler M. (2013) Turning difficulties into possibilities: Engaging 10 Roma families and students in school through dialogic learning. Cambridge Journal of Education. No. 43(4): 451–465.

17. Galindo R., Medina C. (2009) Cultural Appropriation, Performance, and Agency in Mexicana Parent Involvement. Journal of Latinos in Education. No. 8(4): 312–331.

18. Gadsden V.L., Davis J.E., Artiles A.J. (2009) Introduction: Risk, Equity, and Schooling: Transforming the Discourse. Review of Research in Education. No. 33(1): vii–xi.

19. Giallo R., Treyvaud K., Matthews J., Kienhuis M. (2010). Making the Transition to Primary School: An Evaluation of a Transition Program for Parents. Australian Journal of Educational & Developmental Psychology. No.10: 1–17.

20. Goodall J., Montgomery C. (2014) Parental involvement to parental engagement: a continuum. Educational Review. No. 66(4): 399–410.

21. Greene K., Anyon J. (2010) Urban School Reform, Family Support, and Student Achievement. Reading & Writing Quarterly. No. 26(3): 223–236.

22. Henderson A.T., Mapp K.L. (2002) A New Wave of Evidence: The Impact of School, Family, and Community Connections on Student Achievement. Austin, TX: National Center for Family and Community Connections with Schools.

23. Hill N.E., Tyson D.F. (2009) Parental Involvement in Middle School: Meta-analytic Assessment of the Strategies that Promote Achievement. Developmental Psychology. No. 45(3): 740–763.

24. Hornby G., Blackwell I. (2018) Barriers to Parental Involvement in Education: an Update. Educational Review. No. 70(1): 109–119.

25. Jeynes W. (2010) Parental Involvement and Academic Success. New York: Routledge.

26. Li A., Fischer M.J. (2017) Advantaged/Disadvantaged School Neighborhoods, Parental Networks, and Parental Involvement at Elementary School. Sociology of Education. No. 90(4): 355–377.

27. Linse C.T. (2011) Creating taxonomies to improve school-home connections with families of culturally and linguistically diverse learners. Education and Urban Society. No. 43: 651–670.

28. Masten A., Herbers J., Cutuli J., Lafavor T. (2008) Promoting Competence and Resilience in the School Context. Professional School Counseling. No. 12(2): 76–84.

29. OECD 2008. Measuring Improvements in Learning Outcomes: Best Practices to Assess the Value Added of Schools.

30. Park S., Holloway D.S. (2017) The effects of school-based parental involvement on academic achievement at the child and elementary school level: A longitudinal study. The Journal of Educational Research. No. 110(1): 1–16.

31. Pinskaya М., Kosaretsky S., Zvyagintsev R., Derbishire N. (2018) Building resilient schools in Russia: effective policy strategies. School Leadership & Management. DOI: 10.1080/13632434.2018.1470501

32. Reynolds D., Chapman C., Kelly A., Muijs D., Sammons P. (2011) Educational effectiveness: The development of the discipline, the critiques, the defence, and the present debate. Effective Education. No. 3(2): 109–127.

33. Rindskopf, D. (2009). Latent class analysis. In R. E. Millsap & A. Maydeu-Olivares (еds), The Sage handbook of quantitative methods in psychology (p. 199–215). Sage Publications Ltd. https://doi.org/10.4135/9780857020994.n9

34. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. (2005) Teachers, Schools, and Academic Achievement. Econometrica. No. 73(2): 417–458.

35. Robinson K., Harris A.L. (2014) The Broken Compass: Parental Involvement with Children’s Education. Cambridge, МА Harvard University Press

36. Rockoff J.E. (2004) The Impact of Individual Teachers on Student Achievement: Evidence from Panel Data. The American Economic Review. No. 94(2): 247–252.

37. Scanlon M., Powell F., Leahy P., Jenkinson H., Byrne O. (2019) ‘No one in our family ever went to college’: Parents’ orientations towards their children’s post-secondary education and future occupations. International Journal of Educational Research. No. 93: 13–22.

38. Schaub M. (2010) Parenting and Cognitive Development from 1950 to 2000: The Unstitutionalization of Mass Education and the Social Construction of Parenting in the United States. Sociology of Education. No. 83(1): 46–66.

39. Sheridan S.M., Kratochwill T.R. (2007) Conjoint Behavioral Consultation: Promoting Family-School Connections and Interventions. New York, NY: Springer US.

40. Shumow L., Miller J.D. (2001) Parents’ At-Home and At-School Academic Involvement with Young Adolescents. Journal of Early Adolescence. No. 21(1): 68–91.

41. Siraj I., Taggart B. (2014) Exploring Effective Pedagogy in Primary Schools: Evidence from Research. London: Pearson.

42. Thomas S., Wilson T., Jain A., Deros D., Um M., Hurwitz J., Jacobs I., Myerberg L., Ehrlich K., Dunn E., Aldao A., Stadnik R., Reyes A. (2017). Toward Developing Laboratory-Based Parent-Adolescent Conflict Discussion Tasks that Consistently Elicit Adolescent Conflict-Related Stress Responses: Support from Physiology and Observed Behavior. Journal of Child & Family Studies. No. 26(12): 3288–3302.

43. Van Petegem S., Beyers W., Vansteenkiste M., Soenens B. (2012) On the association between adolescent autonomy and psychosocial functioning: Examining decisional independence from a self-determination theory perspective. Developmental Psychology. No. 48(1): 76–88.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх