Новое измерение социального развития: активность и креативность в интернет-коммуникациях

 
Код статьиS013216250012083-4-1
DOI10.31857/S013216250012083-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры теории и истории социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы75-86
Аннотация

Включенность в интернет-коммуникации, активность и креативность в них рассмотрены в статье как показатели развитости сетевых и потоковых структур. Данные эмпирического исследования (телефонный опрос среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Свердловской области, февраль-март 2020 г.) дают основание полагать, что эти структуры – устойчивые и широко распространенные паттерны общественной жизни. Уровень развития этих структур в разных сегментах общества не одинаков. Социальные структуры, обнаруживаемые при помощи показателей включенности, активности, креативности в сетевых коммуникациях, больше развиты в мегаполисах, в большей степени создаются и используются молодежью и людьми, относящимися к средним стратам. Больше участвуя в сетевых коммуникациях и генерируя интенсивные потоки обновляемого контента, представители этих социальных групп наращивают собственный виртуальный капитал. Дифференциация социальных групп по критерию объема виртуального капитала является новой формой неравенства. По отношению к неравенству, получившему в конце прошлого века название «цифровой разрыв», новая форма предстает как цифровой разрыв второго рода, когда доступ к дополнительным ресурсам зависит не просто от включенности в коммуникационные сети, а от активности и креативности в них.

Ключевые словасоциальные сети, Интернет, активность, креативность, цифровой разрыв, социальное развитие, наполненность жизни
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках исследования, поддержанного грантом РНФ (проект № 18-18-00132).
Получено10.02.2021
Дата публикации10.02.2021
Кол-во символов32459
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1286

Оценка читателей: голосов 0

1. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5. С. 60–74.

2. Иванов Д.В. К теории потоковых структур // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 8–16.

3. Castells M. The Rise of the Network Society. 2nd ed. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2000.

4. Florida R. The Rise of the Creative Class. New York: Basic Books, 2002.

5. Knorr Cetina K. From Pipes to Scopes: The Flow Architecture of Financial Markets. Distinktion. 2003. Nо. 7: 7– 23.

6. Urry J. Sociology beyond Societies. Mobilities for the Twenty-First Century. London: Routledge, 2000.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх