Парадоксы оценки российской полиции опросами общественного мнения

 
Код статьиS013216250010880-1-1
DOI10.31857/S013216250010880-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заместитель начальника научно-исследовательского центра
Аффилиация: Академия управления МВД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: главный научный сотрудник научно-исследовательского центра; ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Академия управления МВД России
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы49-56
Аннотация

С 1990-х гг. по заказу МВД России ежегодно проводятся общероссийские опросы общественного мнения о полиции, результаты которых рассматриваются как важный элемент оценивания деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел. В статье рассматриваются неизбежно возникающие при таком подходе противоречия между оценками общественного мнения и оценками по ведомственным критериям. Рассмотрен case-study, когда в 2018 г. ГУ МВД России по Челябинской области оказалось на одном из первых мест по ведомственным критериям, но на последнем месте (в регионе 24,3% опрошенных выразили доверие полиции) по данным опроса общественного мнения. Авторами, которые как эксперты участвовали в объяснении этого казуса, сделан вывод, что в нем проявились системные противоречия экзаптации в постсоветской России модели community policing. Стремление к партнерству полиции с гражданским обществом проявляется в форме организации не ее аудита со стороны НКО, а мониторинговых опросов общественного мнения, которые отражают скорее социальную напряженность в регионе, чем отношение к местным ОВД.

Ключевые словаобщественное мнение, социология полиции, модель community policing, экзаптация институтов, гражданское общество
Источник финансированияСтатья выполнена в рамках исследований фундаментальной НИР Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Участие России в экспорте и импорте институтов».
Получено24.02.2021
Дата публикации25.03.2021
Кол-во символов23459
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Партнерская модель полиции как импортированный институт.

2

Внедрение в постсоветской России практик мониторинга общественного мнения о полиции следует рассматривать как результат импорта западного института «community policing» – перехода полиции от роли «надзирателя» над обществом к роли партнера общества [Майоров, Дунаева, 2017]. Когда в постсоветской России с 1990-х гг. началось введение оценок гражданами работы милиции в число официальных критериев оценивания ее работы, то российская милиция шла в значительной степени по тем же путям, по которым ранее прошли органы внутренних дел развитых стран Запада [Зимин, 2014].

3

До последней трети ХХ в. полицейские государственные органы западных стран строили взаимодействия с гражданами как контролеры с контролируемыми (пусть с элементами обратной связи), т.е. действовала патерналистская модель взаимодействия. Общество, особенно его низшие слои, не могло не чувствовать отчуждения от «надсматривающей» полиции. Известно, что в середине XX в. уровень доверия граждан к полиции в некоторых штатах США колебался в районе 20% и ниже, поскольку очень значимая часть населения (прежде всего, из низших социальных групп) считала полицию и ее действия неэффективными и даже враждебными.

4

Кризис патерналистской модели взаимодействия граждан и полиции привел к тому, что в 1970-х гг. сначала в США и Великобритании, а затем в ряде других западных стран была проведена системная реформа деятельности полиции. Эта реформа на основе концепции «community policing» (буквально – «политика, ориентированная на сообщество») проявилась, в первую очередь, в общей переориентации полиции с позиции доминирования над гражданами на позицию подчинения их интересам, на постоянный контакт с гражданами для поиска новых возможностей удовлетворения потребностей населения в правоохранительной деятельности. В результате к началу XXI в. уровень доверия населения к полиции в большинстве развитых стран повысился до уровня 50–85% (см., например, [Гимпельсон, Монусова, 2012: 30]).

5 Таким образом, в основе деятельности полиции в современных развитых странах лежит партнерская модель организации полицейской деятельности, предполагающая постоянное сотрудничество между полицией и обслуживаемым населением. Сущностными признаками указанной модели являются ориентация полиции на общественное мнение в процессе повседневного принятия решений, многоуровневая система гражданского контроля деятельности органов правопорядка всех уровней и высокая активность граждан в самостоятельном инициировании и решении общественно значимых вопросов правоохранительной деятельности.
6 Поскольку представителями гражданского общества считаются общественные организации, независимые от полиции, то партнерство полиции с гражданами проявляется в первую очередь в сотрудничестве именно с организациями, осуществляющими гражданский контроль над полицией. Это не только контроль расследования гражданских жалоб, но и аудиторская проверка финансов полиции, мониторинг деятельности полицейской организации в целом. Такой контроль легче организовать в США, где полиция в основном децентрализована и большинство полицейских организаций подчиняются муниципальным органам власти. Но и в странах с более централизованной полицией развит гражданский контроль полиции, в первую очередь, через общественные организации.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 221

Оценка читателей: голосов 0

1. Гимпельсон В.Е., Монусова Г.А. Доверие полиции: межстрановой анализ // Вопросы экономики. 2012. № 11. С. 24–47.

2. Зимин Е.А. Концепция «community policing»: общие предпосылки возникновения, доктринальная и практическая неопределенность // Проблемы права. 2014. № 1. С. 88–92.

3. Интервью с Леонидом Косалсом. Полиция, которая действует в России, вполне соответствует социально экономической и политической системе, существующей сейчас в стране // Экономическая социология. 2018. № 1. С. 14–24.

4. Майоров В.И., Дунаева О.Н. Полиция и общество: быть или не быть социальному партнерству // Социологические исследования. 2017. № 4. С. 43–51.

5. Мониторинг общественного мнения о деятельности органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх