Человеческий капитал в России: точность измерения и ограничения подхода

 
Код статьиS013216250010466-5-1
DOI10.31857/S013216250010466-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник; доцент факультета социальных наук
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 11
Страницы27-38
Аннотация

На материалах Международной программы оценки компетентности взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competences, PIAAC) раскрыты особенности человеческого капитала в России и ретроспективной динамики его накопления, а также отличия этого процесса от наблюдаемого в развитых странах. Описаны ограничения применения теории человеческого капитала в современных российских условиях. Показано, что в России наблюдается несоответствие формальных дипломов показателям измеренной грамотности (компетентности). На основе анализа усредненных уровней измеренной грамотности среди представителей разных поколений выявлено, что россияне, получившие образование после распада СССР, демонстрируют гораздо более низкий уровень измеренной грамотности, чем наблюдаемый в аналогичных группах в среднем по странам ОЭСР или в восточноевропейским странам (Эстония, Польша). Также показано, что различие доходов между респондентами с низким и высоким уровнем грамотности в России значительно меньше, чем в странах ОЭСР, что говорит о сложностях «конвертации» полученных знаний и дипломов в заработные платы в нашей стране. Все эти факты ставят под вопрос корректность стандартной процедуры измерения человеческого капитала в современной России.

Ключевые словачеловеческий капитал, образование, грамотность взрослых, PIAAC, сравнительный анализ
Получено07.07.2020
Дата публикации22.12.2020
Кол-во символов30058
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1303

Оценка читателей: голосов 0

1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. [Becker G.S. (2003) Human Behavior: An Economic Approach. Moscow: GU VHSE. (In Russ.)]

2. Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и стуктурные особенности // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 4. С. 46–54. [Kapelyushnikov R.I. (2005) Human capital of Russia: evolution and structural features. Vestnik obshchestvennogo mneniya [The Russian Public Opinion Herald]. No. 4: 46–54. (In Russ.)]

3. Кузьмина Ю.В., Попов Д.С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48–57. [Kuzmina Yu.V., Popov D.S. (2015) Functional literacy of adults and their inclusion in society in Russia. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies]. No. 7: 48–57. (In Russ.)]

4. Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 3. С. 326–348. [Lukyanova A.L. (2010) Return on education: a meta-analysis shows. Ekonomicheskij zhurnal VSHE [HSE Economic Journal]. No. 3: 326–348. (In Russ.)]

5. Попов Д.С., Стрельникова А.В. 2017. Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности // Журнал исследований социальной политики. Т. 15. № 2. С. 267–280. [Popov D.S., Strelnikova A.V. (2017) Work, education and literacy in Russia: the problem of inconsistency. Zhurnal Issledovaniy Sotsial'noy Politiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 15. No. 2: 267–280. (In Russ.)]

6. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. № 1. С. 137–181. [Roshchin S.Yu., Rudakov V.N. (2015) Do graduate starting salaries measure the quality of education? Review of Russian and foreign studies. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. No. 1: 137–181. (In Russ.)]

7. Arum R., Roksa J. (2014) Aspiring Adults Adrift: Tentative Transitions of College Graduates. Chicago, IL: University of Chicago Press.

8. Becker G., Murphy K. (2003) Social Economics: Market Behavior in a Social Environment. Cambridge, MA: Harvard University Press.

9. Boliver V. (2011) Expansion, Differentiation, and the Persistence of Social Class Inequalities in British Higher Education. Higher Education. Vol. 61: 229–242.

10. Borgen N.T. (2015) College Quality and the Positive Selection Hypothesis: The ‘Second Filter’ on Family Background in High-Paid Jobs. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 39: 32–47.

11. Bourdieu P., Passeron J.-P. (1990) Reproduction in Education, Society and Culture. London: Sage.

12. Cheidvasser S., Benitez-Silva H. (2007) The educated Russian's curse: returns to education in the Russian Federation during the 1990s. Labour. Vol. 21. № 1: 1–41.

13. Collins R. (1979) The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. Oxford: Oxford University Press.

14. Glomm G., Ravikumar B. (1992) Public Versus Private Investment in Human Capital: Endogenous Growth and Income Inequality. Journal of Political Economy. Vol. 100. No. 4: 818–834.

15. Hansen H. (2011) Rethinking Certification Theory and the Educational Development of the United States and Germany. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 29: 31–55.

16. Hanushek E.A., Woessmann L. (2010) The Economics of International Differences in Educational Achievement. In: Handbook of the Economics of Education. Ed. by Eric A. Hanushek, Stephen Machin, Ludger Woessmann. Vol. 3. Amsterdam: North Holland.

17. Hanushek E.A., Schwerdt G., Wiederhold S., Woessmann L. (2015) Returns to skills around the world: Evidence from PIAAC. European Economic Review. Vol. 73, January: 103–130.

18. Marginson S. (2017) Limitations of human capital theory. Studies in Higher Education. Vol. 44. No. 3: 1–15.

19. Mincer J. (1958) Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. Vol. 66. No. 4: 281–302.

20. Mincer J. (1970) The distribution of labor incomes: a survey with special reference to the human capital approach. Journal of Economic Literature. Vol. 8. No. 1: 1–26.

21. OECD (2009) PIAAC Problem Solving in Technology-Rich Environments: A Conceptual Framework. OECD Education Working Papers No. 36. OECD Publishing, Paris. https://dx.doi.org/10.1787/220262483674

22. OECD (2013) OECD Skills Outlook 2013: First Results from the Survey of Adult Skills. OECD Publishing, Paris.

23. OECD (2016) Technical report of the Survey of Adult Skills (PIAAC) (2nd edition). Paris: OECD Publishing. URL: http://www.oecd.org/skills/piaac/PIAAC_Technical_Report_2nd_Edition_Full_Report.pdf (accessed 14.08.2020).

24. Spence M. (1973) Job Market Signaling. Quarterly Journal of Economics. Vol. 87. No. 3: 355–374.

25. Spence M. (1974) Competitive and optimal responses to signals: An analysis of efficiency. Journal of Economic Theory. Vol. 7. Is. 3: 296–332.

26. Triventi M. (2013) The Role of Higher Education Stratification in the Reproduction of Social Inequality in the Labor Market. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 32: 45–63.

27. Wolniak G.C., Seifert T.A., Reed E.J., Pascarella E.T. (2008) College Majors and Social Mobility. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 26: 123–139.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх