DiAngelo Robin J. White fragility: why it’s so hard to talk to white people about racism. Description: Boston: Beacon Press, [2018]. 192 p. Reviewed by N.N. Meshcheryakova

 
PIIS013216250010464-3-1
DOI10.31857/S013216250010464-3
Publication type Review
Source material for review DiAngelo Robin J. White Fragility: Why It’s So Hard to Talk to White People about Racism. Description: Boston: Beacon Press, [2018]. 192 p.
Status Published
Authors
Occupation: Prof.
Affiliation: Tomsk Polytechnic University
Address: Russian Federation, Tomsk
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 9
Pages159-162
Abstract

        

Keywords
Received07.07.2020
Publication date21.09.2020
Number of characters13833
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В знаменитой речи Мартина Лютера Кинга, которую он произнес со ступеней Мемориала Линкольну в августе 1963 г., есть повторяющаяся фраза: «У меня есть мечта». Он мечтал о равных гражданских правах для белых и черных, о том, как мальчики и девочки разных рас будут, держась за руки, вместе ходить в школу и прочее. После убийства в мае 2020 г. при задержании белыми полицейскими афроамериканца Дж. Флойда еще одна повторяющаяся фраза стала знаменитой: «Я не могу дышать!». Возникает вопрос: почему спустя почти 60 лет, несмотря на прекращение официальной расовой сегрегации в различных сферах, чернокожему населению США по-прежнему нечем дышать?
2 Этот вопрос интересует исследователей и общественность не только самих США. Волнения под тем же лозунгом «Нам нечем дышать?» перекинулись на европейский континент и Британские острова. Каков их революционный потенциал, что питает их радикализацию, как к этим лозунгам примыкают мигрантские, националистические движения, насколько широко они могут распространиться по миру?
3 Исследование Р. Дианжело, американского социолога, консультанта и тренера по вопросам расовой и социальной справедливости «Уязвимость белых: Почему белым людям так тяжело говорить о расизме», помогает разобраться с самой сутью поставленного вопроса: почему спустя 60 лет после окончания борьбы за равные гражданские права, чернокожее население США так обостренно переживает расовую дискриминацию. В целом, работа относится к направлению «Whiteness studies», изучающему источники системного расизма, который порождает привилегии белых, особенности восприятия и поведения последних.
4 Для начала поговорим о терминологии. В российском научном дискурсе расовый вопрос не столь актуален, поскольку он не обострен в общественной жизни, но в России достаточно националистических проблем и проекция категорий анализа вопросов расовых взаимодействий на этнические вполне допустима и могла бы быть полезна. Прежде всего, необходимо дать толкование ключевому понятию исследования «white fragility». Оно передает суть такого социального явления, как дискомфорт белого человека в разговорах о расизме, уязвимость перед упреками в расизме, и является авторским термином Дианжело, вынесенным в заглавие книги.
5 Автор использует бинарную конструкцию «white» и «people of color» «белые» и «цветные», чтобы обозначить два макроуровня социально признанных подразделений расовой иерархии, хотя и признает, что бинарные конструкции всегда оставляют кого-то за бортом, например людей со смешанными расовыми признаками. Но даже оставив их в стороне, остается вопрос, кого считать цветными? Для автора цветные это все, кто не белые, и это не только представители негроидной расы, как можно было бы предположить. Дианжело ссылается на социологическое исследование 2015 г. и подчеркивает, что «самый высокий уровень сегрегации наблюдается между черными и белыми, самый низкий-между азиатами и белыми, а уровень между латиноамериканцами и белыми занимает промежуточное положение» (с. 93). То есть белым противопоставляются и черные негроиды, и монголоиды азиаты и европеоиды латиноамериканцы. Это еще раз свидетельствует, что «белые» и «цветные» социальный, но не биологический/расовый, конструкт защищающий привилегии белых относительно цветных, стоящих на более низких позициях социальной иерархии.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 850

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up