DiAngelo Robin J. White fragility: why it’s so hard to talk to white people about racism. Description: Boston: Beacon Press, [2018]. Рец. Н.Н. Мещерякова

 
Код статьиS013216250010464-3-1
DOI10.31857/S013216250010464-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва DiAngelo Robin J. White Fragility: Why It’s So Hard to Talk to White People about Racism. Description: Boston: Beacon Press, [2018]. 192 p.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы159-162
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено07.07.2020
Дата публикации21.09.2020
Кол-во символов13833
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В знаменитой речи Мартина Лютера Кинга, которую он произнес со ступеней Мемориала Линкольну в августе 1963 г., есть повторяющаяся фраза: «У меня есть мечта». Он мечтал о равных гражданских правах для белых и черных, о том, как мальчики и девочки разных рас будут, держась за руки, вместе ходить в школу и прочее. После убийства в мае 2020 г. при задержании белыми полицейскими афроамериканца Дж. Флойда еще одна повторяющаяся фраза стала знаменитой: «Я не могу дышать!». Возникает вопрос: почему спустя почти 60 лет, несмотря на прекращение официальной расовой сегрегации в различных сферах, чернокожему населению США по-прежнему нечем дышать?
2 Этот вопрос интересует исследователей и общественность не только самих США. Волнения под тем же лозунгом «Нам нечем дышать?» перекинулись на европейский континент и Британские острова. Каков их революционный потенциал, что питает их радикализацию, как к этим лозунгам примыкают мигрантские, националистические движения, насколько широко они могут распространиться по миру?
3 Исследование Р. Дианжело, американского социолога, консультанта и тренера по вопросам расовой и социальной справедливости «Уязвимость белых: Почему белым людям так тяжело говорить о расизме», помогает разобраться с самой сутью поставленного вопроса: почему спустя 60 лет после окончания борьбы за равные гражданские права, чернокожее население США так обостренно переживает расовую дискриминацию. В целом, работа относится к направлению «Whiteness studies», изучающему источники системного расизма, который порождает привилегии белых, особенности восприятия и поведения последних.
4 Для начала поговорим о терминологии. В российском научном дискурсе расовый вопрос не столь актуален, поскольку он не обострен в общественной жизни, но в России достаточно националистических проблем и проекция категорий анализа вопросов расовых взаимодействий на этнические вполне допустима и могла бы быть полезна. Прежде всего, необходимо дать толкование ключевому понятию исследования «white fragility». Оно передает суть такого социального явления, как дискомфорт белого человека в разговорах о расизме, уязвимость перед упреками в расизме, и является авторским термином Дианжело, вынесенным в заглавие книги.
5 Автор использует бинарную конструкцию «white» и «people of color» «белые» и «цветные», чтобы обозначить два макроуровня социально признанных подразделений расовой иерархии, хотя и признает, что бинарные конструкции всегда оставляют кого-то за бортом, например людей со смешанными расовыми признаками. Но даже оставив их в стороне, остается вопрос, кого считать цветными? Для автора цветные это все, кто не белые, и это не только представители негроидной расы, как можно было бы предположить. Дианжело ссылается на социологическое исследование 2015 г. и подчеркивает, что «самый высокий уровень сегрегации наблюдается между черными и белыми, самый низкий-между азиатами и белыми, а уровень между латиноамериканцами и белыми занимает промежуточное положение» (с. 93). То есть белым противопоставляются и черные негроиды, и монголоиды азиаты и европеоиды латиноамериканцы. Это еще раз свидетельствует, что «белые» и «цветные» социальный, но не биологический/расовый, конструкт защищающий привилегии белых относительно цветных, стоящих на более низких позициях социальной иерархии.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 253

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх