Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: результаты эмпирического исследования в России (статья 2)

 
Код статьиS013216250010205-8-1
DOI10.31857/S013216250010205-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы3-17
Аннотация

С первой теоретико-методологической части статьи (№ 11, 2020) обсуждались феномен усиления власти потребителей (consumer power) в цифровую эпоху, его факторы, барьеры, риски и характер соприкосновения интернет-технологий и гражданского общества. Во второй статье впервые представлены данные результатов всероссийского репрезентативного исследования уровня реального и потенциального включения россиян в разные виды онлайн-peer-to-peer (Р2Р) практик. Оцениваются связи между вероятностью включения в них, с одной стороны, и просоциальными характеристиками и интернет-активностью потребителей – с другой. Показано, что развитие онлайн-практик потребления не есть результат, лежащий сугубо на стороне интернет-технологий. Чаще это связано с более широкими (и не всегда заметными) сдвигами в нецифровой среде – развитием гражданского общества (как формально организованного, так и неорганизованного). Однако эффект «социального пробуждения» благодаря Интернету также имеет место.

Ключевые словаpeer-to-peer потребительские практики, Интернет, гражданское общество, совместное потребление, шеринг, социальная солидарность, кооперация, социальные инновации
Источник финансированияСтатья подготовлена на основе результатов исследования, проведенного автором в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Получено21.12.2020
Дата публикации24.12.2020
Кол-во символов28640
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1624

Оценка читателей: голосов 0

1. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019. [Radaev V. (2019) Millennials: How the Russian Society Changes. Moscow: VHSE. (In Russ.)]

2. Шабанова М.А. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. 2015. №5. С. 78–102. [Shabanova M. (2015) Ethical Consumption in Russia: Profiles, Factors, and Perspectives. Voprosy ekonomiki [Economic Issues]. No. 5:78–102. (In Russ.)]

3. Шабанова М.А. О социальном механизме становления новых потребительских практик в России // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 14–25. [Shabanova M. (2016) On a Social Mechanism Associated With Fostering Innovative Consumer Practices in Russia. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 12: 14–25. (In Russ.)]

4. Шабанова М.А. Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик // Общественные науки и современность. 2017. №3. С. 69–86. [Shabanova M. (2017) Socially Responsible Consumption in Russia: Factors and the Development Potential of Market-Oriented and Nonmarket Practices. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Contemporary World]. No. 3: 69–86. (In Russ.)]

5. Шабанова М.А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1) // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 17–27. [Shabanova M. (2020). New consumer practices in the context of civil society digitalization: theoretical and methodological aspects (paper 1). Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 12: 14–25. (In Russ.)]

6. Diamantopoulos A., Schlegelmilch В., Sinkovics R., Bohlen G. (2003) Can sociodemographics still play a role in profiling green consumers? A review of the evidence and an empirical investigation. Journal of Business Research. Vol. 56. No. 6: 465–480.

7. Farmer R. Web Reputation Systems and the Real World. In: Masum, H., & Tovey, M. (Eds.). (2011). The reputation society: How online opinions are reshaping the offline world. Cambridge,MA: MIT Press: 13–24.

8. Filieri R. (2013) Consumer co-creation and new product development: A case study in the food industry. Marketing Intelligence and Planning. Vol. 31. No.1: 40–53.

9. Francis T, Hoefel F. (2018) ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies. Consumer Packaged Goods. November 12. (Электронный ресурс: дата обращения 14.06.2020)

10. Fuchs C., Prandelli E., Schreier M. (2010) The psychological effects of empowerment strategies on consumers' product demand. Journal of Marketing. Vol.74. No. 1: 65–79.

11. Guo Y., Xin F., Barnes S.J., Li X. (2018) Opportunities or threats: The rise of Online Collaborative Consumption (OCC) and its impact on new car sales. Electronic Commerce Research and Applications. Vol. 29: 133–141.

12. Hawlitschek F., Teubner T., Gimpel H. (2018) Consumer motives for peer-to-peer sharing. Journal of Cleaner Production. Vol. 204: 144–157.

13. Labrecque L.I., vor dem Esche J., Mathwick С., Novak T.P., Hofacker C.F. (2013) Consumer Power: Evolution in the Digital Age. Journal of Interactive Marketing. Vol. 27: 257–269.

14. Lamberton C.P., Rose R.L. (2012) When is ours better than mine? A framework for understanding and altering participation in commercial sharing systems. Journal of Marketing. Vol. 76. No. 4: 109–125.

15. Mazzella F., Sundararajan A., D'Espous V. B., Möhlmann M. (2016) How Digital Trust Powers the Sharing Economy: The Digitization of Trust. Third Quarter. No. 30: 24–31.

16. Starr M.A. (2009). The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Socio-Economics. Vol. 38. No. 6: 916–925.

17. Tadelis S. (2016) Reputation and Feedback Systems in Online Platform Market. Annual Review of Economics. No. 8: 321–340.

18. Zervas G., Proserpio D., Byers J.W. (2017) The rise of the sharing economy: Estimating the impact of Airbnb on the hotel industry. Journal of Marketing Research. Vol. 54. No. 5: 687–705.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх