Историческая память молодежи: село vs город

 
Код статьиS013216250010005-8-1
DOI10.31857/S013216250010005-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Приволжский филиал ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы28-37
Аннотация

Статья посвящена сравнительным характеристикам исторической памяти студентов, чья родительская семья живет в деревнях с населением менее 100 семей и студентов, выросших в городах-миллионниках. Постулировалось, что столь отличающиеся условия первичной социализации должны внести существенные качественные коррективы в характеристики исторической памяти. Однако гипотеза оправдалась не в полной мере. Условия жизни, профессиональной занятости, территориальная изолированность способствуют консервации образа жизни и обыденного сознания селян, но на другом полюсе – единая на страну система образования, СМИ, Интернет, влияние которых на историческое сознание является преобладающим. Общее информационное пространство, создаваемое на основе политического заказа государства и социального заказа различных социальных групп, результирует историческую память. Эмпирическую основу статьи составили результаты исследования "Что мы знаем о Великой Отечественной…" Российского общества социологов, проведенного зимой-весной 2019–2020 гг

Ключевые словасело, город, историческая память, Великая Отечественная война, студенты, молодежь
Получено05.06.2020
Дата публикации21.09.2020
Кол-во символов30459
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одной из целей исследования1 исторической памяти молодежи было выявление ее особенностей в зависимости от места первичной социализации. Акцентируем: мы не ставим целью сравнить сельский и городской образы жизни с их ценностями, трудовыми, бытовыми, религиозными, фольклорными и др. традициями. Задача гораздо уже – зафиксировать специфику показателей исторической памяти о Великой Отечественной войне через 75 лет после ее окончания у поколения правнуков, чьи родительские семьи живут в малых деревнях и городах-миллионниках. 1. Общероссийское исследование РОС "Что мы знаем о Великой Отечественной…" является четвертым этапом проекта, начало которому было положено в 2005 г. Руководитель д.филос.н., проф. Ю.Р. Вишневский, члены организационного коллектива: д. филос.н., проф. В.А. Мансуров, д.соц.н., проф. Н.В. Дулина, к.соц..н., доц. Е.Н. Икингрин, с.н.с. ФНИСЦ РАН Е.И. Пронина, д.соц.н., проф. Г.С. Широкалова, к.соц.н., доц. Д. В. Шкурин. Десять тысяч шестьдесят пять студентов – граждан РФ – ответили на вопросы о Великой Отечественной войне. Полевой этап исследования по методике online-анкетирования проходил на CAWI-сервере с декабря 2019 по март 2020 г. В рабочую группу входили преподаватели более 80-ти вузов из 50 городов РФ. Обработка данных в программе «Vortex10». В статье представлены мнения 222 респондентов, чья первичная социализация прошла в деревнях, в которых проживает менее 100 семей, и 1512 студентов, выросших в городах миллионниках. Подробнее об исследовании РОС [Дулина и др., 2020].
2 Поддерживая важность изучения нарративов для выявления специфики исторической памяти и нередко используя их для характеристики эпохи, подчеркнем неизбежность субъективизма исследователей при акцентировке отдельных эпизодов. С этих позиций количественные исследования дают больше возможностей для выявления закономерностей на раннем этапе их формирования.
3 В анкете РОС можно выделить три группы вопросов: отношение к событиям, связанным с Великой Отечественной войной, поведенческие характеристики, в которых проявляется это отношение, факторы его формирования. В большей или меньшей степени они нашли свое отражение в данной статье.
4 Историческая память в любом государстве результат идеологической войны за стратегические цели будущего страны. Войны, которую ведут институты образования, права, политики, культуры, семьи, религии, СМИ. Некоторые из них могут выступать «единым фронтом против внешнего врага», например, при трактовке событий Второй мировой войны в СССР, начиная с 1941 г. до перестройки. Названные институты могут «сражаться» между собой, как это происходит сегодня в России. Визуальный пример биполярности позиции Кремля – драпировка Мавзолея В.И. Ленина 9 мая, начиная с 2005 года, и параллельно демонстрация документальных фильмов о Параде Победы в 1945 г., когда к его подножию бросались флаги гитлеровских военных соединений. Целевая группа такой борьбы поколения, которые не были участниками событий, но становятся акторами, выбирающими жизненные стратегии и для себя, и страны в целом.
5 Начнем анализ с наиболее обобщенных характеристик отношения к Великой Отечественной войне. Селяне более оптимистично оценивают отношение к памяти о войне последующих поколений, что объясняется большей консервативностью социальной среды, в которой происходила первичная социализация (табл. 1).
6

Таблица 1. Отношение молодежи к памяти о Великой Отечественной войне (% от опрошенных)  

 

Отношение к памяти о ВОВ сегодня и в будущем 

Город-миллионник

Деревня, менее 100 семей

Память о минувшей войне сохраняется в сознании моих сверстников

16,8

12,0

Подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером для новых поколений

46,3

61,0

С годами память о войне все более стирается в сознании новых поколений, ее заслоняют иные события и проблемы

27,4

19,5

Героизм и самопожертвования во время Великой Отечественной войны становятся чуждыми значительной части молодежи

9,6

7,5

 

Всего подписок: 0, всего просмотров: 197

Оценка читателей: голосов 0

1. Дулина Н.В., Икингрин Е.Н., Мансуров В.А. Молодежь России о Великой Отечественной войне // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 162–163.

2. Киреев Е.Ю., Красниковский В.Я., Сазонов А.А., Сазонова А.Л. Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития: монография / Под ред. А.А. Сазонова. М.: Издательский дом «Наука», 2013.

3. Омельченко Е.Л., Андреева Ю.В. Что остается в семейной истории: память о советском сквозь разговор трех поколений // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 147–156.

4. Пономаренко Л.В. Французско-советское сотрудничество в годы Второй мировой войны // Вестник РУДН, сер. Международные отношения. 2005. № 1. С. 65–74.

5. Широкалова Г.С. Станет ли патриотизм гражданской религией? // Вопросы культурологии. 2017. № 2. С. 35–41.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх