Visual Fixation of the Epoch. About the Kukryniks Caricatures (1941–1945)

 
PIIS013216250009468-7-1
DOI10.31857/S013216250009468-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Prof. of the Department of Psychology
Affiliation: Nosov Magnitogorsk State Technical University
Address: Russian Federation, Magnitogorsk
Occupation: Assoc. Prof. of the Department of Management, Economics, Social and Humanitarian Disciplines
Affiliation: Sochi State University, Branch in Anapa
Address: Russian Federation, Anapa
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 9
Pages48-55
Abstract

The article substantiates the relevance of modern understanding of the social and communicative functions of military and political cartoons. The implicit meaning of the caricature is revealed in the game of meanings through the visual means and language forms that accompany the caricature. The author analyzes the specifics of Kukrynik's creativity and the process of their work on creating military and political cartoons. The novelty of the authors ' approach lies in the analysis of the means used by artists to achieve high motivational effectiveness of cartoons based on such techniques of wit as hint, literal metaphor, irony, word play. Cultural and historical symbols in the form of cartoons actualize the axiological sphere of the individual through the need for protection, positive social identity, the experience of collective emotions, based on the socio-cultural determination of historical memory.

KeywordsKukryniksy, military-political caricature, techniques of wit, socio-political functions of the comic, pun, hint, irony
Received27.04.2020
Publication date21.09.2020
Number of characters21724
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Актуальность современного осмысления социально-коммуникативных функций военно-политической карикатуры определяется задачами формирования исторической памяти в современном российском обществе, а также достижения объективности в изложении новейшей истории в учебниках и исторических трудах в условиях, когда множатся прямые фальсификации хода и итогов Великой Отечественной войны. В целях донесения правды о войне наряду с изучением документальных свидетельств и воспоминаний ее участников возникает не менее важная задача проведения социокультурной детерминации исторической памяти на основе культурно-исторических символов времени, включая символы, переданные средствами военно-политической карикатуры.
2

Карикатура как сатирический жанр.

3 Содержание понятия «карикатура» в «Иллюстрированном энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона раскрыто следующим образом: «Carecare в переводе – преувеличивать, а понятием карикатуры является представление лица, предмета или события с намеренным преувеличением характерных черт для возбуждения смеха и/или юмористическое изображение характеров и нравов людей»1. Карикатура обычно оказывается представленной в форме комичного изображения, рисунка, который может сопровождаться текстом и вызывает сильную эмоциональную реакцию зрителя. Приемы карикатуристов заключаются чаще всего в преувеличении (гиперболизации) определенных физических и символических черт, качеств и особенностей изображаемого ими объекта. Б.Е. Ефимов, рассуждая о художниках-карикатуристах, пишет: «При этом художники, обладающие умением зорко подмечать и метко передавать смешные черточки в облике и поведении людей, прибегали и прибегают для большей выразительности к нарочитому преувеличению подобных характерных примет. Иными словами, рисуя определенные типажи в определенных обстоятельствах, художники показывали их не в натуральном, правдоподобном обличье, а накладывали, нагружали на их подлинные, реальные черты еще и комические качества. Именно поэтому, надо полагать подобные веселые и насмешливые рисунки издавна стали называть карикатурами – от итальянского слова caricare, что означает нагружать» [Ефимов, 1976: 6]. 1. C. 151–152. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Современная версия. М.: Эксмо, 2009.
4 Когнитивно-аффективные основания комического реализуются в коммуникативной функции на основе коммуникативной интенции как равнодействующей мотивов и целей общения в комической форме. Имплицитный смысл карикатуры раскрывается в игре смыслов через изобразительные средства и языковые формы, сопровождающие карикатуры. Это в свою очередь приводит к изменению модально-оценочной направленности через аксиологический механизм комического, проявляющийся как оценка, выражающаяся в утверждении или отрицании универсальных ценностей на индивидуальном, межличностном и социальном уровнях [Мусийчук, 2007; Мусийчук, 2009]. В карикатуре путем применения специфических образов опосредуется связь между реальным миром и миром идеального. Аксиологическая функция карикатуры в индивидуальном и общественном сознании опосредована нерасторжимостью знаковости и социальности, проявляющихся в указании на необходимые изменения мира через имеющиеся в карикатурах факторы латентной организации на основе комизма, вызванного отсылкой к произведениям мировой художественной литературы и к фольклору, выражающим отношение народа к событию, явлению, факту [Мусийчук, 2007].

Number of purchasers: 0, views: 409

Readers community rating: votes 0

1. Efimov B.E. (1976) About caricature and caricaturists for school Children. The Book for School Students. Moscow: "Prosveshchenie". (In Russ.)

2. Efimov B.E. (2000) Ten decades. Moscow: Vagrius. (In Russ.)

3. Kolesnikova L.E. (2019) NikS tells... Moskovskij zhurnal. Istoriya gosudarstva Rossijskogo [Moscow magazine. History of the Russian state]. No. 4 (340): 4–23. (In Russ.)

4. Kukryniksy. (2006) Graphics 1941–1945 [Album]. Moscow: Izd. Dom Meshcheryakova. (In Russ.)

5. Kukryniksy. (1973) Political satire, 1929–1946: [album of reproductions] author-comp. and introductory articles author A.A. Kamensky. Moscow: Sovetskij Chudozhnik. (In Russ.)

6. Musiychuk M.V. (2007) Axiological function of humor. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of The Tomsk State University]. Vol. 295. No. 2: 91–94. (In Russ.)

7. Musiychuk M.V. (2009) Indissolubility of sign and sociality in individual and public consciousness as an axiological mechanism of humor. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filosofiya. [Bulletin of Novosibirsk state University. Ser.: Philosophy]. Vol. 7. Iss. 2: 31–35. (In Russ.)

8. Seredina E.V. (2012) The Elements of tragedy and Comedy as a political cartoon. Elektronnyj nauchnyj zhurnal KubGAU [Electronic Scientific Journal of the Kuban state agrarian University]. No. 79 (05): 1–13. (In Russ.)

9. Somov V.A. (2008) Because there was a war…: Non-economic factors of labor motivation during the great Patriotic war (1941–1945): monograph. Nizhniy Novgorod: VVAGS. (In Russ.)

10. Talybina E.V., Minakova N.A. (2013) Caricature as interaction of verbal and nonverbal sign systems. Vestnik RUDN. Seriya: Russkij i inostranny`e yazy`ki i metodika ix prepodavaniya [Bulletin of RUDN. Series: Russian and foreign languages and methods of teaching them]. No. 1: 24–29. (In Russ.)

11. Wain D.K. (2017) The Enemy image in Kukryniky Caricatures during the Years of the Great Patriotic War: on the Pages of the “Pravda” Newspaper. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta [News of the Altai state University]. No. 2(94): 65. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up