Визуальная фиксация эпохи. О военно-политических карикатурах Кукрыниксов (1941–1945)

 
Код статьиS013216250009468-7-1
DOI10.31857/S013216250009468-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры психологии
Аффилиация: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
Адрес: Российская Федерация, Магнитогорск
Должность: доцент кафедры управления, экономики и социально-гуманитарных дисциплин
Аффилиация: Сочинский государственный университет, филиал в г. Анапе
Адрес: Российская Федерация, Анапа
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы48-55
Аннотация

Обосновывается актуальность современного осмысления социально-коммуникативных функций военно-политической карикатуры. Имплицитный смысл карикатуры раскрывается в игре смыслов через изобразительные средства и языковые формы, сопровождающие карикатуры. Анализируется специфика творчества Кукрыников и процесс их работы над созданием военно-политических карикатур. Новизна подхода авторов заключается в анализе применяемых художниками средств достижения высокой мотивационной эффективности карикатур на основе таких приемов остроумия, как намек, буквализация метафоры, ирония, игра слов (каламбур). Культурно-исторические символы в форме карикатуры актуализируют аксиологическую сферу личности через потребность в защите, позитивной социальной идентичности, переживании коллективных эмоций, на основе социокультурной детерминации исторической памяти.

Ключевые словаКукрыниксы, военно-политическая карикатура, приемы остроумия, социально-политические функции комического, каламбур, намек, ирония
Получено27.04.2020
Дата публикации21.09.2020
Кол-во символов21724
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Актуальность современного осмысления социально-коммуникативных функций военно-политической карикатуры определяется задачами формирования исторической памяти в современном российском обществе, а также достижения объективности в изложении новейшей истории в учебниках и исторических трудах в условиях, когда множатся прямые фальсификации хода и итогов Великой Отечественной войны. В целях донесения правды о войне наряду с изучением документальных свидетельств и воспоминаний ее участников возникает не менее важная задача проведения социокультурной детерминации исторической памяти на основе культурно-исторических символов времени, включая символы, переданные средствами военно-политической карикатуры.
2

Карикатура как сатирический жанр.

3 Содержание понятия «карикатура» в «Иллюстрированном энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона раскрыто следующим образом: «Carecare в переводе – преувеличивать, а понятием карикатуры является представление лица, предмета или события с намеренным преувеличением характерных черт для возбуждения смеха и/или юмористическое изображение характеров и нравов людей»1. Карикатура обычно оказывается представленной в форме комичного изображения, рисунка, который может сопровождаться текстом и вызывает сильную эмоциональную реакцию зрителя. Приемы карикатуристов заключаются чаще всего в преувеличении (гиперболизации) определенных физических и символических черт, качеств и особенностей изображаемого ими объекта. Б.Е. Ефимов, рассуждая о художниках-карикатуристах, пишет: «При этом художники, обладающие умением зорко подмечать и метко передавать смешные черточки в облике и поведении людей, прибегали и прибегают для большей выразительности к нарочитому преувеличению подобных характерных примет. Иными словами, рисуя определенные типажи в определенных обстоятельствах, художники показывали их не в натуральном, правдоподобном обличье, а накладывали, нагружали на их подлинные, реальные черты еще и комические качества. Именно поэтому, надо полагать подобные веселые и насмешливые рисунки издавна стали называть карикатурами – от итальянского слова caricare, что означает нагружать» [Ефимов, 1976: 6]. 1. C. 151–152. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Современная версия. М.: Эксмо, 2009.
4 Когнитивно-аффективные основания комического реализуются в коммуникативной функции на основе коммуникативной интенции как равнодействующей мотивов и целей общения в комической форме. Имплицитный смысл карикатуры раскрывается в игре смыслов через изобразительные средства и языковые формы, сопровождающие карикатуры. Это в свою очередь приводит к изменению модально-оценочной направленности через аксиологический механизм комического, проявляющийся как оценка, выражающаяся в утверждении или отрицании универсальных ценностей на индивидуальном, межличностном и социальном уровнях [Мусийчук, 2007; Мусийчук, 2009]. В карикатуре путем применения специфических образов опосредуется связь между реальным миром и миром идеального. Аксиологическая функция карикатуры в индивидуальном и общественном сознании опосредована нерасторжимостью знаковости и социальности, проявляющихся в указании на необходимые изменения мира через имеющиеся в карикатурах факторы латентной организации на основе комизма, вызванного отсылкой к произведениям мировой художественной литературы и к фольклору, выражающим отношение народа к событию, явлению, факту [Мусийчук, 2007].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 349

Оценка читателей: голосов 0

1. Вейн Д.К. Образ врага в карикатурах Кукрыниксов в годы Великой отечественной войны: по страницам газеты «Правда» // Известия алтайского государственного университета. 2017. № 2(94). С. 65.

2. Ефимов Б.Е. Десять десятилетий. М.: Вагриус, 2000.

3. Ефимов Б.Е. Школьникам о карикатуре и карикатуристах. Книга для учащихся. М.: «Просвещение», 1976.

4. Колесникова Л.Е. НикС рассказывает… // Московский журнал. История государства Российского. 2019. № 4 (340). С. 4–23.

5. Кукрыниксы. Графика 1941–1945 [альбом]. М.: Изд. Дом Мещерякова, 2006.

6. Кукрыниксы. Политическая сатира, 1929-1946: [альбом репродукций] / авт.-сост. и авт. вступ. ст. А.А. Каменский. М.: Советский художник, 1973.

7. Мусийчук М.В. Аксиологическая функция юмора // Вестник Томского государственного университета. 2007. Вып. 295. № 2. С. 91–94.

8. Мусийчук М.В. Нерасторжимость знаковости и социальности в индивидуальном и общественном сознании как аксиологический механизм юмора // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Философия. 2009. Т. 7. Вып. 2. С. 31–35.

9. Середина Е.В. Элементы трагизма и комизма в политической карикатуре // Электронный научный журнал КубГАУ. 2012. № 79(05). С. 1–13.

10. Сомов В.А. Потому что была война…: Внеэкономические факторы трудовой мотивации в годы Великой Отечественной войны (1941–1945): монография. Н. Новгород: ВВАГС, 2008.

11. Талыбина Е.В., Минакова Н.А. Карикатура как взаимодействие вербальных и невербальных знаковых систем // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2013. № 1. С. 24–29.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх