Четыре шага назад: возвращение… в будущее? (о книге З. Баумана «Ретротопия»)

 
Код статьиS013216250009388-9-1
DOI10.31857/S013216250009388-9
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Бауман З. Ретротопия. М.: ВЦИОМ, 2019.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник; профессор
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 5
Страницы166-173
Аннотация

Предлагаемые вниманию размышления над тенденциями развития современного общества навеяны книгой Зигмунта Баумана «Ретротопия». Исходя из того, что современная ситуация глобальных изменений характеризуется особой динамикой и осмысление социально-исторических процессов не поспевает за трансформациями, ими вызванными, авторы статьи оценивают научные подходы З. Баумана с точки зрения их адекватности и продуктивности. Отмечается своеобразие научного мышления Баумана: он выделил ключевые тенденции в развитии нового общественного ландшафта, формируемого ретроспективными, ностальгическими «уходами» общественного сознания в неоархаику. В этом контексте рассматривается как, казалось бы, преодоленные социальные подходы парадоксальным образом резонируют с новыми социальными явлениями. На основе анализа «четырех шагов назад», трактуемых как основные тенденции в развитии общественного сознания, авторы размышляют о том, почему отказавшись ожидать улучшений от неопределенного и не внушающего доверия будущего, общество приписывает традиционным ценностям и нормам ценности стабильности и надежности. В порядке дискуссии высказывается мнение, что во времена кризисных изменений едва ли возможно использование старых приемов и традиционалистских практик при решении новых проблем.

Ключевые словамодернизация, социальное неравенство, дефункционализация государства, либеральные ценности, риски, нарциссизм, индивидуализм, идентичность
Получено23.04.2020
Дата публикации27.04.2020
Кол-во символов26047
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 К настоящему времени похоже ни у кого не осталось сомнений в том, что мы живем в эпоху изменений в самих основах общественного бытия. Иначе говоря, в эпоху новой революции. В отличие от тех, что случались прежде – в XVI, XVII, XVIII, XIX и даже ХХ вв., – эта революция охватывает не одну или несколько стран, а весь мир в целом и, потому, в соответствии со своим масштабом, может быть названа глобальной революцией. Но дело не только в широте охвата, но и в глубине, а также многообразии перемен. В классических социологических теориях революция понимается как политический переворот, в результате которого осуществляются радикальное переформатирование социетальной системы, перестройка социальных иерархий и смена элит (господствующих классов). В 1920–1930-е гг. Ленин и Грамши несколько расширили данную трактовку, присоединив к ней концепцию культурной революции; а еще позднее – главным образом, под влиянием Т. Куна – в социологический дискурс вошли такие понятия, как научная и научно-техническая революция. Все эти смысловые референции сохраняют свое значение для осмысления тех обозначившихся в самое последнее время процессов, которые стремительно меняют «лицо» современного мира. Разумеется, нам сегодня по-прежнему приходится сталкиваться и с сущностными трансформациями политического порядка (примеры: кризис публичной политики, дефункционализация государств, передача их полномочий и возможностей наднациональным интеграционным объединениям), и с реструктурированием пространства социальных отношений, сопровождающимся появлением принципиально новых социальных феноменов (прекариат, сетевые социальные общности), и с последствиями дальнейшего развертывания научно-технической революции (цифровые технологии, роботизация, искусственный интеллект, реконструкция генома человека), и с качественными сдвигами в духовной жизни, сознании, культуре (отказ от традиционных нравственных ценностей, погружение в виртуальную реальность, увлечение так называемой альтернативной историей, постправда, возможность произвольного выбора идентичности, включая гендерную). Но этим дело уже не исчерпывается: революционные по своей сути процессы затрагивают все глубже разные уровни социальной реальности. С такого рода процессами связано расширение «видового разнообразия» революций. Так, например, сегодня можно предметно говорить о смене существовавшей в течение многих столетий модели этнического разнообразия (т.е. об этнической революции) [Андреев, 2017] или даже обсуждать перспективу завершения истории человечества и возникновения так называемой постчеловеческой цивилизации [Steinhoff, 2014; Wennemann, 2016].
2 Этим глобальным изменениям и вызовам посвящена книга Зигмунта Баумана «Ретротопия», стимулирующая выработку совершенно нового взгляда на происходящие сегодня социальные изменения. Жанр книги определить непросто. Меньше всего, это классическое социологическое исследование, щедро сдобренное россыпью статистических данных. Но это и не литературное эссе, где автор опирается только на собственные. Да и предметное поле трудно зафиксировать – это, в равной степени, и культурологический, и философский, и социологический и даже психологический анализ. Читаешь ее с особенным чувством – это не жонглирование избитыми темами и штампами, а поиск глубинных смысловых оснований современности перед лицом вечности. Ведь речь идет о последней книге Баумана, написанной в жанре честного разговора с самим собой и читателем. Особый характер изложения позволяет читать с любого места: где бы вы ни открыли книгу – это будет естественное продолжение разговора с интересным собеседником. И не потому, что изложение фрагментарно, а в силу общей нити размышлений, которая не теряется, а только прирастает и проясняется через примеры, сюжеты, ссылки. Книга Баумана – редкое сочетание рационального, интеллектуального анализа и эмоциональной вовлеченности, способности к сопережеванию. Хочется размышлять, сопереживать, а одновременно – спорить, сомневаться и не соглашаться.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1237

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреев А.Л. Глобальный мир и этническая революция // Мониторинг общественного мнения. 2017. № 5. С. 23–36.

2. Бауман З. Ретротопия. М.: ВЦИОМ, 2019.

3. Крастев И. После Европы. М.: «Дело», 2018.

4. Неклесса А.И. Люди воздуха, или кто строит мир? М.: Ин-т эконом. страт., 2005.

5. Павлова О.Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа // Вопросы философии. 2010. № 6. C. 20–33.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990.

7. Steinhoff J. Transhumanism and Marxism: Philosophical Connections // Journal of Evolution and Technology. 2014. Vol. 24 (2). May. P. 1–16.

8. Wennemann D.J. The Concept of the Posthuman: Chain of Being or Conceptual Saltus? // Journal of Evolution and Technology. 2016. Vol. 26 (2). July. P. 16–30.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх