Four Steps Back: Returning ... to the Future? (about the book of Z. Bauman “Retrotopia”)

 
PIIS013216250009388-9-1
DOI10.31857/S013216250009388-9
Publication type Review
Source material for review Бауман З. Ретротопия. М.: ВЦИОМ, 2019.
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher; Prof.
Affiliation:
Institute of Sociology of FCTAS RAS
National Research University "Moscow Power Engineering Institute"
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Associate Prof.
Affiliation: National Research University "Moscow Power Engineering Institute"
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 5
Pages166-173
Abstract

The proposed article is a reflection on the trends in development of modern society, inspired by the new book "Retrotopia" by Zygmunt Bauman. The authors substantiates the validity of Bauman's scientific approaches, noting that the current situation of global changes is so rapid that to understand them does not keep up with the ensuing global transformations. They also note peculiarities of Bauman's approach to this problem reflected in the fact that he identified key trends in the development of a new social landscape formed by retrospective, nostalgic "departures" of public consciousness into neo-archaics. In this context, the article examines how some social approaches, apparently overcome, paradoxically resonate with new social phenomena. The "four steps back", interpreted as main trends in the development of public consciousness, are analyzed by the authors of the article together with Bauman reflections on why, refusing to expect improvements from an uncertain and untrustworthy future, society attributes the values of stability and reliability to traditionalized values and norms. In order to argue with the well-known English sociologist, it is suggested that in times of crisis-laden changes, it is hardly possible to use old techniques and traditionalist practices to solve newly emerging problems.

Keywordsmodernization, social inequality, defunctionalization of the state, liberal values, risks, narcissism, individualism, identity
Received23.04.2020
Publication date27.04.2020
Number of characters26047
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 К настоящему времени похоже ни у кого не осталось сомнений в том, что мы живем в эпоху изменений в самих основах общественного бытия. Иначе говоря, в эпоху новой революции. В отличие от тех, что случались прежде – в XVI, XVII, XVIII, XIX и даже ХХ вв., – эта революция охватывает не одну или несколько стран, а весь мир в целом и, потому, в соответствии со своим масштабом, может быть названа глобальной революцией. Но дело не только в широте охвата, но и в глубине, а также многообразии перемен. В классических социологических теориях революция понимается как политический переворот, в результате которого осуществляются радикальное переформатирование социетальной системы, перестройка социальных иерархий и смена элит (господствующих классов). В 1920–1930-е гг. Ленин и Грамши несколько расширили данную трактовку, присоединив к ней концепцию культурной революции; а еще позднее – главным образом, под влиянием Т. Куна – в социологический дискурс вошли такие понятия, как научная и научно-техническая революция. Все эти смысловые референции сохраняют свое значение для осмысления тех обозначившихся в самое последнее время процессов, которые стремительно меняют «лицо» современного мира. Разумеется, нам сегодня по-прежнему приходится сталкиваться и с сущностными трансформациями политического порядка (примеры: кризис публичной политики, дефункционализация государств, передача их полномочий и возможностей наднациональным интеграционным объединениям), и с реструктурированием пространства социальных отношений, сопровождающимся появлением принципиально новых социальных феноменов (прекариат, сетевые социальные общности), и с последствиями дальнейшего развертывания научно-технической революции (цифровые технологии, роботизация, искусственный интеллект, реконструкция генома человека), и с качественными сдвигами в духовной жизни, сознании, культуре (отказ от традиционных нравственных ценностей, погружение в виртуальную реальность, увлечение так называемой альтернативной историей, постправда, возможность произвольного выбора идентичности, включая гендерную). Но этим дело уже не исчерпывается: революционные по своей сути процессы затрагивают все глубже разные уровни социальной реальности. С такого рода процессами связано расширение «видового разнообразия» революций. Так, например, сегодня можно предметно говорить о смене существовавшей в течение многих столетий модели этнического разнообразия (т.е. об этнической революции) [Андреев, 2017] или даже обсуждать перспективу завершения истории человечества и возникновения так называемой постчеловеческой цивилизации [Steinhoff, 2014; Wennemann, 2016].
2 Этим глобальным изменениям и вызовам посвящена книга Зигмунта Баумана «Ретротопия», стимулирующая выработку совершенно нового взгляда на происходящие сегодня социальные изменения. Жанр книги определить непросто. Меньше всего, это классическое социологическое исследование, щедро сдобренное россыпью статистических данных. Но это и не литературное эссе, где автор опирается только на собственные. Да и предметное поле трудно зафиксировать – это, в равной степени, и культурологический, и философский, и социологический и даже психологический анализ. Читаешь ее с особенным чувством – это не жонглирование избитыми темами и штампами, а поиск глубинных смысловых оснований современности перед лицом вечности. Ведь речь идет о последней книге Баумана, написанной в жанре честного разговора с самим собой и читателем. Особый характер изложения позволяет читать с любого места: где бы вы ни открыли книгу – это будет естественное продолжение разговора с интересным собеседником. И не потому, что изложение фрагментарно, а в силу общей нити размышлений, которая не теряется, а только прирастает и проясняется через примеры, сюжеты, ссылки. Книга Баумана – редкое сочетание рационального, интеллектуального анализа и эмоциональной вовлеченности, способности к сопережеванию. Хочется размышлять, сопереживать, а одновременно – спорить, сомневаться и не соглашаться.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 1242

Readers community rating: votes 0

1. Andreev A.L. (2017) Global World and Ethnic Revolution. Monitoring obshhestvennogo mnenija [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 5: 23–36. (In Russ.)

2. Bauman Z. (2019) Retrotopija. Moscow: VCIOM. (In Russ.)

3. Krastev I. (2018) Posle Evropy. Moscow: «Delo». (In Russ.)

4. Neklessa A.I. (2005) Homines Aeris, or How are Building World? Moscow: In-t jekonom. strat. (In Russ.)

5. Pavlova O.N. (2010) The civilizational phenomenon of narcissism: objectification vectors in the paradigm of psychoanalysis. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. No. 6: 20–33. (In Russ.)

6. Frankl V. (1990) Man's Search for Meaning. Moscow: Progress. (In Russ.)

7. Steinhoff J. (2014) Transhumanism and Marxism: Philosophical Connections. Journal of Evolution and Technology. Vol. 24 (2). May: 1–16.

8. Wennemann D.J. (2016) The Concept of the Posthuman: Chain of Being or Conceptual Saltus? Journal of Evolution and Technology. Vol. 26 (2). July: 16–30.

Система Orphus

Loading...
Up