National and Regional Balances of Qualifications and Occupations in the EHEA

 
PIIS013216250008805-8-1
DOI10.31857/S013216250008805-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Center
Affiliation: Center for Comparative Eurasian Studies and Surveys (CEASS-Center)
Address: Austria, Vienna
Occupation: Professor in Pedagogy and Youth Research
Affiliation: Ludwig-Maximilian University Munich
Address: Germany, Munich
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 3
Pages78-90
Abstract

The article discusses issues related to the trend towards the massification and universalization of higher education and its implications in the European Higher Education Area (EHEA). Research sample includes 44 out of 48 EHEA countries and covers the 1999–2017 period. Subject of the study are several aspects of labour market equilibria related to the dynamics of higher education attainment (supply of qualified labour force) and the availability of corresponding jobs that require higher education (demand of the labour market). The related equilibria are described and discussed as five sub-regional constellations within EHEA and one reference country, the USA. The empirical apparatus of the given research is built upon the three basic indicators describing the higher education and the qualification structure of national and regional labour markets; these indicators are taken from the open data bases of UNESCO and IOL. The results of the empirical study show for most European countries the prevalence of the demand for graduate workers over the supply of tertiary graduates, with an exception of several post-soviet countries. The authors conclude that universalisation of HE should be understood as the preferred development under the conditions that the related educational policies (a) foster the quality of HE programs and their outcomes, (b) increase human potential and social cohesion, (c) do not generate new social inequalities and d) meet with increased structural quality of the labour market.

Keywordsmassification and universalization of higher education; labour market demand and supply; regional equilibria of labour markets; higher education graduates; European Higher Education Area (EHEA)
Received14.03.2020
Publication date16.03.2020
Number of characters27928
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Взрывной рост высшего (третичного) образования1 на рубеже XX-XXI вв.

1. Понятия «высшее образование» и «третичное образование» используются как синонимы и включают в себя все уровни образования, начиная с пятого уровня по Международной стандартной классификации образования, принятой в 2011 г. (МСКО-2011). В зависимости от контекста термины «выпускник вуза» или «дипломированный специалист» относятся к выпускникам как высших, так и средних специальных учреждений профессионального образования, получивших сертификаты или дипломы не ниже пятого уровня по МСКО. Поэтому с точки зрения российской терминологии, в рамках которой высшее (вузовское) образование четко отграничивается от среднего специального, в статье рассматривается не высшее в строгом смысле, а постсреднешкольное образование.
2 Феномен взрывного роста числа студентов третичного образования фиксируется с 1950-х гг. в США, а с 1980-х гг. – и во многих европейских странах. В настоящее время уже не меньшинство, а большинство выпускников средних школ стран-участниц Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) продолжают свое образование в высших учебных заведениях. Аналогичная тенденция наблюдается и в России, где не только вузы, но и многие средние специальные образовательные учреждения также предоставляют услуги профессиональной подготовки, относящиеся по классификации ЮНЕСКО (МСКО-5) к третичному уровню образования (рис. 1).
3
Хворостов._Рисунок_1

Рис. 1. Динамика участия в третичном образовании в ЕПВО и США, 1971–2016 гг. Источник: составлено А. Хворостовым по данным ЮНЕСКО и МОТ.

4 Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2017 г. средняя совокупная доля студентов в соответствующей возрастной когорте (the Tertiary Gross Enrolment Ratio, TGER) составила в ЕПВО 68%, что более чем в 4 раза превышает показатель пятидесятилетней давности (16% в 1971 г.) и почти в 2 раза выше, чем в 1990-е гг. (35%) (рис. 1). Это означает, что в настоящее время в среднем 2/3 выпускников средних школ поступают в вузы и колледжи или техникумы. Впрочем, за этим средним показателем скрывается значительный разброс, поскольку TGER по различным странам в 2016 г. варьировался от 26% в Азербайджане и 41% в Молдове до 126% в Греции, 104% в Турции, 91% в Испании, 87% в Беларуси и 86% в Финляндии. (В России – 82%, в США – 89%.)
5 Индекс участия в третичном образовании в среднем по ЕПВО вырос за 19702017 гг. (на протяжении жизни менее чем двух поколений) в 3,6 раза. Растет и кумулятивный индикатор, характеризующий долю взрослого населения с высшим (третичным) образованием (cumulative tertiary education attainment). Этот показатель достигает 27% в среднем по всем странам ЕПВО в нашей выборке. Низшие значения наблюдаются в Боснии и Герцеговине (9%), а также в Албании (12%), Италии и Румынии (по 13%) и Турции (14%). Максимальные значения фиксируются в России (62%), Беларуси (52%), Армении (46%), Эстонии (36%) и Великобритании (35%). В США – 44%.
6 Современные дебаты относительно практических последствий универсализации высшего образования отталкиваются, как правило, от исследований Мартина Троу [Trow, 1973, 2000]. Он описал траекторию развития высшего образования в США от элитарной модели, где до окончания Второй мировой войны не более 5% соответствующей возрастной когорты имело доступ к нему, к современному состоянию практически всеобщего третичного образования. В 19501960-е гг. в США студентами становились 15% выпускников средней школы, а уже в 1970-е гг. не менее 50% выпускников.
7 Хотя быстрый рост высшего образования в современных обществах давно признан универсальным феноменом, статистические данные по ЕПВО демонстрируют значительный разброс показателей роста по субрегионам и отдельным странам. Эта вариативность слабо отражена в современной научной литературе. Другой малоизученный аспект – взаимосвязь между динамикой количественных и качественных параметров рынков рабочей силы, на которых выпускники вузов находят своих работодателей, с одной стороны, и, с другой стороны, динамикой профессионального и квалификационного выпуска, который обеспечивают учреждения высшего (третичного) образования. Шансы на трудоустройство вчерашних студентов обычно изучаются на микроуровне, т.е. с точки зрения индивидуальных последствий недостаточного или избыточного образования в вузе. Значительно меньше внимания уделяется изучению макропараметров образовательно-профессиональных балансов национальных и региональных рынков рабочей силы.

Number of purchasers: 0, views: 504

Readers community rating: votes 0

1. Barone C., Ortiz L. (2011) Overeducation among European University Graduates: a Comparative Analysis of its Incidence and the Importance of Higher Education Differentiation. Higher Education. Vol. 61. No. 3: 325–337.

2. Beja A. (1990) Imperfect Equilibrium. Working Paper, Massachusetts Institute of Technology, Alfred P. Sloan School of Management. WP 3126-90-EFA.

3. Di Stasio V., Bol T., Van de Werfhorst H.G. (2016). What Makes Education Positional? Institutions, Overeducation and the Competition for Jobs. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 43: 53–63.

4. ILO (2008). ISCO-08: International Standard Classification of Occupations. International Organozation of Labour.

5. Trow M. (1973) Problems in the Transition from Elite to Mass Higher Education. REPRINT. Carnegie Commission on Higher Education. Berkeley, CA: Carnegie Commission on Higher Education.

6. Trow M. (2000) From Mass Higher Education to Universal Access: The American Advantage. Minerva. Vol. 37. No. 4: 303–328.

7. Vogtenhuber S. (2018). The Institutional Conditions of Inequality in Credential and Skill Attainment and their Impact on Occupational Placement. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 55: 13–24.

Система Orphus

Loading...
Up