Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа

 
Код статьиS013216250008798-0-1
DOI10.31857/S013216250008798-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры социологии; ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: проректор
Аффилиация: Алтайский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Барнаул
Должность: профессор; главный научный сотрудник
Аффилиация:
Институт философии и социологии Болгарской академии наук
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Болгария, София
Должность: первый проректор
Аффилиация: Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 3
Страницы60-70
Аннотация

Статья содержит результаты комплексного исследования информационных потоков в российском образовании. Их избыточность, интенсивность и формализация составляют самую болезненную сторону работы в отрасли, выраженную в «бумажном прессинге» наряду с несправедливо низкой оплатой труда. Анализируются материалы выборочных опросов и хронометража нагрузок основных должностных групп в системе образования, данные о документообороте в учреждениях разного типа и уровня, экспертные оценки в трех регионах страны. Рассмотрены объем и структура информационных потоков, социальные реалии бумажной работы и ее влияние на социальное и профессиональное самочувствие работников образования. Доказывается, что основным источником бумажного прессинга стала ошибочная управленческая стратегия, которая игнорирует общественную миссию образования, выражает бюрократическое недоверие работникам, игнорирует широкие возможности общественно-государственного управления. Все это привело российское образование к институциональному тупику.

Ключевые словасистема образования, работники образования, школа, бумажная работа, бумажный прессинг
Источник финансированияПри поддержке РНФ, проект № 18-18-00047.
Получено13.03.2020
Дата публикации16.03.2020
Кол-во символов26540
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1465

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабинцев В.П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 30–37.

2. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шуклина Е.А. Существует ли система высшего образования в России? // Социологические исследования. 2017. № 11. C. 76–86. DOI: 10.7868/S0132162517110095.

3. Информация в управлении образованием: теоретические проблемы / Под ред. А.М. Осипова, П.А. Бояджиевой. 2-е изд., исправл. и доп. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. URL: http://www.novsu.ru/file/1566571 (дата обращения: 20.01.2020).

4. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3(199). С. 73–82.

5. Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 136–146. DOI: 10.7868/S0132162517080153.

6. Осипов А.М., Иванова В.А. Институциональные функции – пороговая проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117–124.

7. Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (Статья 1, 2) // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 91–101; № 7. С. 30–37.

8. Шалюгина Т.А. Имитация в современном российском обществе. Ростов-н/Д: ЮAE, 2011.

9. Entzioni A. The Semi-Professions and their Organization: Teachers, Nurses, Social Workers. New York: The Free Press, 1969.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх