Современная молодежь: множественность и различие

 
Код статьиS013216250008786-7-1
DOI10.31857/S013216250008786-7
Тип публикации Обзор
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: менеджер Центра молодежных исследований
Аффилиация: Научно-исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 3
Страницы151-153
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено13.03.2020
Дата публикации16.03.2020
Кол-во символов11486
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге 18-19 октября 2019 г. состоялась международная конференция, посвященная десятилетию Центра молодежных исследований. В своей работе Центр стремится преодолеть проблематизирующий, маргинализирующий и генерализирующий подход к пониманию молодежи. Поэтому в рамках конференции исследователям предлагалось посмотреть на множественность молодежи, ее практик, ценностей, форм участия и жизненных стратегий.
2 На конференции были представлены результаты исследования Центра, в т. ч. пятилетнего исследовательского проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» (РНФ), проведенного в шести городах – Казань, Махачкала, Санкт-Петербург, Улан-Уде, Ульяновск и Элиста. В пленарном докладае Е.Л. Омельченко (НИУ ВШЭ – СПб) раскрыты основные тренды развития молодежных культурных сцен и разделяемые ценностные профили молодого поколения. Она отметила, что в современных российских городах наблюдается все большая периферизация «классических» субкультурных групп, место которых занимают фоновые буферные сообщества, характеризуемые разнообразием оснований солидаризации, ситуативностью участия и все большим разнообразием разделяемых культурных практик. Говоря о ценностях молодого поколения, докладчик выделила дискуссионные точки, по которым отмечаются наибольшие различия молодежи из разных регионов: вопросы гендера, сексуальности, здорового образа жизни и отношение к религии. Ю.В. Андреева (НИУ ВШЭ – СПб, НИЦ «Регион») рассмотрела сходства и различия российских молодежных культурных сцен Казани и Махачкалы. Несмотря на ряд общих черт, локальные молодежные сцены в двух городах оказались разными по своему культурному наполнению. Что, по мнению докладчика, ставит важный методологический вопрос об ограниченности возможностей генерализации выводов и необходимости учета локального контекста. А.Р. Гарифзянова (КФУ) рассказала об образе города в казанском рэпе. Она отметила, что на музыкальной рэп-сцене Казани выстраивается имидж Казани как города с активно развитыми группировками. В самих текстах рэп музыкантов, как на татарском, так и на русском языке присутствует образ города как пространства испытаний, одиночества и трудностей. В докладе И.Г. Ясавеева (НИУ ВШЭ – СПб) и Н.В. Гончаровой (НИУ ВШЭ – СПб, НИЦ «Регион») рассматривались смыслы поисковой работы в России, формируемые участниками экспедиций и российскими властями, поддерживающими поисковое движение. Докладчики отметили дискурсивное противопоставление проблематизации войны государственной милитаристской риторике в поисковом движении. Э.М. Ариф (НИУ ВШЭ – СПб) описала жизненный стиль участников уличной культуры города Улан-Удэ. Обращаясь к концепции продвинутой и нормальной молодежной культурной стратегии, она сделала вывод, что жизненный стиль уличной молодежи можно рассмотреть как промежуточный, определив его как «стиль нормальных продвинутых пацанов». Их «продвинутость» проявляется в высоком символическом статусе культурного потребления, а «нормальность» – в наличии постоянной компании и приверженности традиционным гендерным установкам. А.А. Выговская (НИУ ВШЭ – СПб) и А.В. Раднаева (НИУ ВШЭ) анализировали особенности этнической самоидентификации молодых в Улан-Удэ в связке с миграционными установками и планами. Высокий уровень гордости за свою национальность у респондентов соседствует с высоким уровнем лояльности к мигрантам и ориентацией на космополитизм. При этом в Улан-Удэ отмечается высокий уровень миграционных установок, ощущение гордости за свою этническую принадлежность не является основаниям для того, чтобы оставаться в регионе. А.Н. Кравцова (НИУ ВШЭ – СПб) представила кейс танцевальной сцены Улан-Удэ, участники которой декларируют принципы открытости своего сообщества, однако на практике транслируют множество ограничений и правил для новых участников. Кроме того, сцена пронизана линиями конфликтных отношений, у учеников есть разделение на «свой»/«чужой» (танцующий/не танцующий) в городе, и на самой сцене социальных танцев (уже относительно принадлежности к определенной школе). Выступление С.И. Полякова (НИУ ВШЭ – СПб) было посвящено картографированию молодежных сцен Махачкалы, где «классические» субкультуры занимают маргинальное положение, а в тренде форматы, связанные со здоровым образом жизни, социальной активностью, освоением городского пространства, геймификацией реальности. Важным источником и драйвером культурных активностей выступает государство. Различие между «нормальными» и «продвинутыми»/«неформалами» сохраняется, однако «продвинутая» сцена фрагментирована. При этом в повседневной жизни и те и другие тесно общаются друг с другом.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 653

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх