Посткапитализм как новая общественная inter/trans-формация

 
Код статьиS013216250008524-9-1
DOI10.31857/S013216250008524-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии и права УрО РАН
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы150-159
Аннотация

Статья продолжает дискуссию о посткапиталистическом будущем, размышления о котором являются необходимой частью критического анализа современного капитализма. Сегодня при прогнозировании необоснованно экстраполируют рост креативного класса, увеличение свободного времени и творческой деятельности, достигаемых за счёт тотальной роботизации, не на переходный период, а на само «царство свободы». Автор показывает, что такая экстраполяция преждевременна. Сегодня в «локусах» наиболее развитых стран развёртывается длительный переход (inter/trans-формация) от вторичной общественной формации к формации третичной (а также от капиталистического способа производства к коммунизму), в котором ведущей деятельностью станет творчество, что приведёт к формированию новой социальной структуры, характеризующейся неравенством между персоналиатом (креативным классом) и имперсоналиатом. В этой inter/trans-формации будут наблюдаться такие явления, как зависимость от smart-машин, одностороннее (интеллектуальное, духовное, когнитивное) развитие личности, отсутствие человечных отношений, экзистенциальная пустота.

Ключевые словапосткапитализм, общественная формация, inter/trans-формация, персоналиат (креативный класс), имперсоналиат, творческая деятельность, «умные» машины, социальные противоречия, царство свободы, самореализация
Получено11.03.2020
Дата публикации16.03.2020
Кол-во символов32338
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Посткапитализм на горизонте?

2 В современной России в последние годы заговорили о посткапитализме. Если интерес к марксизму и Марксу возродился в результате развёртывания глобального структурного кризиса неолиберального капитализма, начавшегося осенью 2008 г., то обращение к тому, что будет после капитализма – веяния последних лет.
3 Положительно здесь то, что марксистские социальные исследования, во-первых, перестали быть «оправдывающимися»; во-вторых, перешли от абстрактного отрицания современного капитализма, которое никого не устраивает, к изучению реальных процессов и отношений (что характерно для классического марксизма); в-третьих, – и это нам представляется важнейшим – марксизм вернул себе социально-критическую освободительную функцию. Задачами такой освободительной социальной науки, как ее определял Э.О. Райт, являются: «1) осуществление систематической диагностики и критики существующего мира, 2) прогнозирование жизнеспособных альтернатив и 3) разработка теории трансформации. Первая из этих задач говорит нам, почему мы хотим покинуть мир, в котором мы живём; вторая – куда мы намереваемся идти; и третья – как добраться отсюда туда» [Wright, 2008: 2].
4 Если с решением первой из этих задач современные марксисты (и многие обществоведы-немарксисты) справляются успешно, по поводу третьей возникают различные концепции как революционного, так и эволюционного переходов, то относительно второго пункта программы дело обстоит не так хорошо. Несмотря на то что в структуре марксизма как критической освободительной теории положительное содержание концепта коммунизма и перехода к нему занимает одно из центральных мест, у сегодняшних марксистов зачастую отсутствует чёткое представление о том, «куда мы намереваемся идти». В марксистских текстах большей частью имеет место либо ориентация на самые общие (парадигмальные) характеристики будущего коммунистического общества, данные Марксом и Энгельсом, либо (как у сталинистов) – теоретическая реанимация различных форм «реального государственного планового социализма», либо откровенное признание того, что «мы не знаем, что такое коммунизм и как к нему придти» (Дж. Холлоуэй), и это вообще то, во что «надо просто верить» (Ш. Сейерс). В этом отношении российские марксисты отличаются более конкретными концептуальными представлениями о посткапиталистическом будущем, которые продуцируются на основе анализа конкретных экономических (А. Бузгалин, М. Делягин, А. Колганов, Г. Цаголов), социальных (Д. Давыдов, А. Коряковцев), политических (Б. Кагарлицкий, Б. Славин), культурных (Л. Булавка, В. Межуев) ситуаций и тенденций.
5 На фоне этого в современной марксистской литературе появляются гипероптимистические оценки радикальных технологических прорывов (3D-принтеры, роботизация, «умные» (smart) машины, кухни, города), а также таких социальных и межличностных практик, тенденций и отношений, как расширение некоммодифицированных и неовещнённых «трещин» капитализма [Holloway, 2010], автономистская самоорганизация [Berardi, 2009], сетевые и коммуникативные сообщества [Dean, 2012], рост креативного класса [Бузгалин, Колганов, 2019; Florida, 2014] и доли нематериального труда [Gorz, 2003; Lazzarato, 2010], безусловный базовый доход. Все эти явления объявляются провозвестниками наступающего «царства свободы» и мыслятся как не имеющие никаких изъянов, а сами изъяны, иногда проявляющиеся в действительности, связываются с тем, что практики эти сегодня погружены в контекст капитализма, а потому и обнаруживают себя время от времени в отчуждённых, извращённых, превращённых и превратных формах.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 692

Оценка читателей: голосов 0

1. Албакова Ф.Ю. Экзистенциальные проблемы бытия в контексте развития цифровых форм коммуникаций // Вестник МИРБИС. 2019. № 2 (18). С. 12–17.

2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Трансформации социальной структуры позднего капитализма: от пролетариата и буржуазии к прекариату и креативному классу? // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 18–28.

3. Давыдов Д.А. Личность и государство в терниях посткапитализма: На пути к новой антагонистической общественной формации. М.: ЛЕЛАНД, 2020.

4. Мартьянов В.С. Наше рентное будущее: глобальные контуры общества без труда? // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 141–153.

5. Мартьянов В.С., Фишман Л.Г., Давыдов Д.А. Рентное общество: В тени труда, капитала и демократии. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

6. Форд М. Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы. М.: Альпинанон-фикшн, 2016.

7. Яницкий О.Н. Глобализация и гибридизация: к новому социальному порядку // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 8–18.

8. Berardi F.The Soul at Work: From Alienation to Autonomy. Los Angeles, CA: Semiotexte, 2009.

9. Cohen D. Three Lectures on Post-Industrial Society. Cambridge (Massachusetts), London: The MIT Press, 2008.

10. Dean J. The Сommunist Horizon. London, New York: Verso, 2012.

11. Delanty G. The future of capitalism: Trends, scenarios and prospects for the future // Journal of Classical Sociology. 2019. Vol. 19 (1). P. 10–26.

12. Florida R. The Rise of the Creative Class – Revisited. N.Y., Basic Books, 2014.

13. Gorz A. L'immatériel. Connaissance, valeur et capital. Paris: Galileé, 2003.

14. Holloway J. Crack Capitalism. L.: Pluto Press, 2010.

15. Lazzarato M. Immaterial Labor // Virno P., Hardt M. Radical thought in Italy: A Potential Politics. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2010. P. 133–150.

16. Weinstein D. Heavy Metal: A Cultural Sociology. Lanham (Maryland): Lexington Books, 1991.

17. Wright E.O. Class, State and Ideology: An Introduction to Social Science in the Marxist Tradition. Wisconsin: University of Wisconsin, Madison, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх