Социальные последствия финансиализации образования

 
Код статьиS013216250007744-1-1
DOI10.31857/S013216250007744-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник; доцент философского факультета
Аффилиация:
Институт экономики РАН
МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы104-114
Аннотация

На основе марксистского подхода обсуждается концепция финансиализации образования как института современного этапа позднего капитализма. Её сущностью является подчинение сферы образования финансовому капиталу и его акторам. Раскрыто влияние процесса финансиализации образования на общество и человека. Финансовый капитал, подчиняя содержание, цели и ценности образования, формирует социальный контекст, в котором образование становится проводником финансиализации общества, формирует социальные стереотипы поведения социальных групп и в итоге приводит к формированию социального типа человека – homo finansus. Это, в свою очередь, усиливает и ускоряет финансиализацию экономики и общества в целом. Показаны общие и особенные черты финансиализации образования и других сфер, ведущие к формированию нового – финансово ориентированного – типа поведения. 

Ключевые словафинансиализация образования, финансиализация общества, «хомо финансус», финансовый капитал
Получено30.11.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов32580
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1801

Оценка читателей: голосов 0

1. Бодрунов С.Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018.

2. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

3. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Реиндустриализация как ностальгия? Теоретический дискурс // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 80–94.

4. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 43–53.

5. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. Т. 2: Теория: Глобальная гегемония капитала и ее пределы. М.: ЛЕНАНД, 2018.

6. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48.

7. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: НИУ ВШЭ, 2011.

8. Левина И.Г. К вопросу о соотношении реального и финансового секторов // Вопросы экономики. 2006. № 9. C. 83–102.

9. Чепуренко А.Ю. Маркс в университете 3.0? // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 26–34.

10. Рязанов В.Т. (Не)реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий для мирового хозяйства и России. М.: Экономика, 2016.

11. Чэнь Хун, Яковлева Н.Г. Маркс в XXI веке: исследования и преподавание (международный контекст) // Вопросы философии. 2019. № 2. С. 72–81.

12. Яковлева Н.Г. Коммерциализация российского высшего образования: историко-логические контрапункты // Экономическое возрождение России. 2017а. № 4. С. 49–59.

13. Яковлева Н.Г. Коммерциализация, бюрократизация, менеджеризация образования постсоветской России: политэкономический взгляд // Проблемы теории и практики управления. 2017б. № 3. С. 122–131.

14. Яковлева Н.Г. Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга? // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 149–153.

15. Mandel E. Late Capitalism. London–New York: Verso, 1987.

16. Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing, 2014. URL:

17. http://www.oecd.org/education/Education-at-a-Glance-2014.pdf (дата обращения: 24.03.2019).

18. Educational Opportunity for All: Overcoming Inequality throughout the Life Course, OECD Publishing, 2017. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/educational-opportunity-for-all_9789264287457-en#page1 (дата обращения: 24.03.2019)

19. Jameson F. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism. London, New York: Verso, 1991.

20. Klikauer T. Managerialism: а Critique of an Ideology. Palgrave Macmillan, 2013.

21. Krippner G.R. The financialization of the American economy // Socio-Economic Review. 2005. №. 3. P. 173–208.

22. Wissema J. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Cheltenham: Edward Elgar, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх