Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино

 
Код статьиS013216250007458-6-1
DOI10.31857/S013216250007458-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 11
Страницы82-89
Аннотация

В статье обсуждается проблема этнического и антропологического однообразия в современном российском кино. Опираясь на этносоциологический подход к анализу киноиндустрии, автор выявляет факторы и условия, обусловившие, с одной стороны, установление режима исключения расовых и этнических меньшинств из кинопроизводства на федеральном уровне, а с другой – превращение национально-региональных кинематографов в моноэтничные пространства – «татарский мир», «башкирский мир» и т.д. В качестве основной причины сложившейся ситуации называется стратегический разрыв традиций, проявившийся в отказе от советской идеологии и практики интернационализма в киноискусстве и приведшей к изоляции от норм и правил современной мировой киноиндустрии, ориентированной на репрезентацию расового и этнического разнообразия. Рассмотрев институционально-структурный, экономический и антропологический аспекты проявления и возможные негативные последствия этнического однообразия в отечественном кино, автор высказал ряд рекомендаций по его преодолению.

Ключевые словароссийское кино, этносоциология кино, этнические меньшинства, этническое однообразие, этническое неравенство, социальное исключение
Получено06.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов23526
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1500

Оценка читателей: голосов 0

1. Актеры российского кино: 1980–2011. Биофильмографический справочник / Сост. В. Мартынов. М.: Канон+; Реабилитация, 2012.

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избр. труды по экономической теории / Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3. Бурдье П. Практический смысл / Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.

4. Бурдье П. Социология социального пространства / Отв. ред. пер. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2005.

5. Евстигнеев Ю.А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры (краткий этнологический справочник). СПб.: Астерион, 2008.

6. Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969–2005 гг.). М.: Канон+; Реабилитация, 2009.

7. История отечественного кино: учебник / Отв. ред. Л.М. Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

8. Кинематограф – зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика. Научная монография. М.: Канон+; Реабилитация, 2010.

9. Кино и коллективная идентичность / Под общ. ред. М.И. Жабского. М.: ВГИК, 2013.

10. Лубашова Н.И. Из истории социологии кино // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 146–149.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх