Российская социология кино в контексте развития общества

 
Код статьиS013216250007449-6-1
DOI10.31857/S013216250007449-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Академия медиаиндустрии
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: профессор
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 11
Страницы73-81
Аннотация

В статье анализируется развитие социологии кино, изменение фокуса ее исследовательского поиска и институциональной организации в контексте социально-экономических и политических трансформаций, пережитых российским обществом за последние сто лет. Авторы выделяют в ее истории пять волн, перемежавшихся двумя длительными паузами: дореволюционный почин, возникновение и становление советской социологии кино (середина 1920-х – 1933), возрождение социологии кино в атмосфере «оттепели» и ее профессионализация в период «развитого социализма» (1963–1985), перестроечная (1985–1991) и постсоветская (с 1991 г. по настоящее время). В заключение дается оценка современного состояния российской социологии кино. Указывая на резкое сокращение числа исследований, проводимых в рамках данной дисциплины, и, как следствие, на практическое отсутствие должной информационно-социологической поддержки российского кинематографа, авторы приходят к выводу об опасности сложившейся на сегодняшний день ситуации.

Ключевые словасоциология кино, кинематографический процесс, социальные изменения, государство, киноаудитория
Получено06.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов26347
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Явления и процессы, изучаемые социологией, обладают двумя сложно, нередко драматично переплетающими свойствами. С одной стороны, они автономны, что обусловлено спецификой их внутренней природы, с другой – гетерономны, поскольку находятся в положении части более обширного целого. Вместе с тем сама социология, будучи специфической частью динамичного общественного целого, тоже наделена указанными свойствами и подвержена влиянию текущего состояния политических и экономических институтов общества, а также общего культурного и интеллектуального контекста, характерного для того или иного исторического периода. Все сказанное верно и для социологии кино – отраслевой социологической дисциплины с весьма непростой судьбой, испытавшей на себе всю мощь и поддержки, и давления со стороны государственной власти.
2

Возникновение социологии кино в Германии: почин Эмилии Альтенло.

3 Бурное научно-техническое развитие на рубеже ХIХ–ХХ вв. сопровождалось глубокими изменениями в характере не только производственной, но и досуговой деятельности, массовизацией последней. Индустриализация и стремительно увеличивающийся рынок труда вырывали людей из сёл и сферы семейного производства и способствовали увеличению численности городского населения. Постепенный рост объема доходов и количества свободного времени работника делало его экономически более платежеспособным агентом на рынке развлечений. Одержав относительную победу в борьбе за наличие досуга, европейский пролетариат столкнулся с другой проблемой – что с этим досугом делать?
4 Ответом на урбанизацию, интенсификацию индустриального труда, его монотонность, а также увеличение свободного времени и доходов социальных низов стал кинематограф. Кинотеатры располагались в шаговой доступности от жилых кварталов, а цена билета держалась на уровне стоимости пачки сигарет массового потребления. В итоге, «взрослые рабочие шли в кино в основном вечером после работы и очень часто из-за скуки, поскольку заняться в образовавшееся свободное время было нечем» [Altenloh, 1914: 72–73].
5 Стремительное вхождение кинематографа в досуг различных слоев населения встревожил общественность и вызвал жаркие дискуссии [Prokop, 1982: 36]. Их участники – педагоги, юристы, политики, священнослужители и т.д. – искали объяснение нараставшей популярности нового вида медиа и пытались оценить возможные последствия экспансии визуальной культуры. В научной среде ранее других на эти дискуссии отреагировали социологи: «Экран еще не стал подлинно художественным явлением, от него презрительно отворачиваются эстетики и искусствоведы, но к нему уже пристально присматриваются политики и социологи...» [Лебедев, 1974: 376]. При столь благоприятных обстоятельствах зарождение социологии кино было лишь вопросом времени, и оно не заставило себя долго ждать. В 1913 г. молодой ученый Э. Альтенло защитила в Гейдельбергском университете первую в истории диссертацию по социологии кинематографического процесса – «К социологии кино. Кинопредприятие и социальные слои его посетителей» (1913), выводы которой базировались на данных опросов зрителей и экспертов, статистике посещаемости кинотеатров, аналитической информации о кинорепертуаре и документальных источниках, касавшихся функционирования учреждений культуры и развлечений. А годом позже ее работа вышла в качестве третьего тома издававшихся А. Вебером «Трудов по социологии культуры»1. 1. Когда Э. Альтенло поделилась своим желанием изучить кинопроцесс с А. Вебером, то встретила с его стороны восторженную поддержку, причина которой заключалась в ее стремлении опереться на эмпирические и статистические данные. В то время Ассоциация социальной политики по вопросам выбора профессии и профессиональной судьбы рабочих под руководством братьев А. и М. Вебера проводила в Германии первые классические эмпирические социологические исследования занятого населения. А. Вебер счел проект Э. Альтенло прекрасным дополнением к исследованиям Ассоциации, но уже по проблеме свободного времени трудящихся, поэтому и оказал ей всяческую поддержку [Diederichs, 1996: 217].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 308

Оценка читателей: голосов 0

1. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М.: Республика, 1998.

2. Зак А.И. Кинематограф, книга и дети // Публика кино в России. Социологические свидетельства 1910–1930-х годов / Вст. статья, сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. М.: Государственный институт искусствознания; Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. С. 51–64.

3. Лебедев Н. Внимание: кинематограф! M.: Искусство, 1974.

4. Лебедев Н. 67 ответов (К вопросу об изучении зрителя) // Публика кино в России. Социологические свидетельства 1910–1930-х годов / Вст. статья, сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. М.: Государственный институт искусствознания; Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. С. 215–218.

5. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 2: Кино становится искусством: 1909–1914. М.: Искусство, 1958.

6. Самое важное из всех искусств: Ленин о кино. Сборник документов и материалов. М.: Искусство, 1973.

7. Фохт-Бабушкин Ю.У. Возникновение и становление в России социологических исследований кинопроцесса (1910–1930-е гг.) // Социология и кинематограф / Под общ. ред. М.И. Жабского. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. С. 235–264.

8. Эйзенштейн С. Принципы нового русского фильма. Доклад С.М. Эйзенштейна в Сорбонском университете // Эйзенштейн С. Избранные произведения в шести томах. Т. 1. М.: Искусство, 1964. С. 547–559.

9. Altenloh E. Zur Soziologie des Kino. Die Kino-Unternehmung und die sozialen Schichten ihrer Besucher. Jena, 1914.

10. Diederichs Н.H. Frühgeschichte deutscher Filmtheorie: ihre Entstehung und Entwicklung bis zum Ersten Weltkrieg. Frankfurt am Main: Univ.-Bibliothek Johann Christian Senckenberg, 1996. URL: http://publikationen.ub.uni-frankfurt.de/volltexte/2005/563/pdf/fruefilm.pdf (дата обращения: 31.07. 2019).

11. Dudley A. Concepts in Film Theory. Oxford: Oxford University Press, 1984.

12. Prokop D. Soziologie des Films. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1982.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх