Повседневные представления россиян о деньгах и финансах в смеховом дискурсе разных лет

 
Код статьиS013216250007100-3-1
DOI10.31857/S013216250007100-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры социологии
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 10
Страницы58-68
Аннотация

В статье рассматриваются повседневные представления россиян о деньгах и финансах, складывавшиеся на протяжении ХХ—XXI вв. Источником послужили 95 анекдотов, интернет-мемов, демотиваторов разных лет, отобранных на основании упоминания о деньгах и финансах, которые были классифицированы по историческим периодам и по трем тематическим блокам: 1) передающие общие представления о деньгах и их месте в жизни человека и общества; 2) отражающие реакцию на финансовую политику государства; 3) фиксирующие актуальные финансовые практики и представляющие рекомендации по их оптимизации. Повседневный спонтанный смеховой дискурс рассматривается как форма контрсуггестии и сопротивления мифологизации социальной реальности. Подтверждается предположение о том, что в советский период смеховой дискурс утверждал значимость денег и монетарный универсализм, а в постсоветский период распространения рыночного мифа монетарного универсализма — значимость немонетарных ценностей и отношений. Выполняя дифференцирующую функцию, юмор противопоставляет смеющихся и объект насмешки, снижает напряженность и страх. В смеховом дискурсе финансовых практик выявляются акторы, воспринимаемые как источник угрозы благополучию. Смеховой дискурс как форма повседневного знания здравого смысла предлагает «рецепты» оптимизации финансовых практик в условиях нестабильности рынка и государственной политики. 

Ключевые словаповседневность, повседневное знание, смеховой дискурс, деньги, финансовые практики
Получено12.10.2019
Дата публикации13.10.2019
Кол-во символов33675
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Постановка проблемы и методология исследования.

2 В последние десятилетия финансовое поведение россиян стало объектом внимания социологов и психологов [Гагарина, 2018; Козырева, 2012; Радаев, 2002; Стребков, 2004; Хромов, 2008]. Во многих странах считается неприличным говорить о деньгах, люди стараются уклониться от ответов на прямые вопросы о финансовом положении и финансовых практиках. В нашей стране в советский период не было большой разницы в доходах, так же как и разнообразия их источников, тем не менее многие предпочитали свои финансовые проблемы не обсуждать. В постсоветский период денежные дела окончательно перешли в область нежелательных тем разговора, однако люди заменяли и заменяют их анекдотами, шутками, обменом интернет-мемами, которые передают личные проблемы как общие, характерные и типичные для определенного социального круга. Судить о том, как мы относимся к деньгам, реагируем на финансовую политику государства, оцениваем свое финансовое положение, позволяет достаточно обширный и доступный исследователю пласт повседневного денежно-финансового смехового дискурса — анекдоты и шутки, а с распространением социальных сетей — демотиваторы и интернет-мемы. Они отражают как массовые представления о деньгах, так и проблемы формирования массовых финансовых стратегий в меняющихся политических и экономических условиях; их анализ дает ключ к пониманию ожиданий и тревог россиян в условиях экономического кризиса и финансовых трудностей, о которых могут не говорить прямо. Данная статья, написанная в жанре научной публицистки, является попыткой такого анализа.
3 Анекдоты – признанный, хотя и не слишком распространенный объект социологического анализа, позволяющий выявлять типичное эмоциональное восприятие общественных реалий массовым сознанием [Дмитриев, 1996; Бутенко, 1997; Зарубина, 2006; Зубанова, 2012; Барсукова, 2018]. Они – часть повседневного смехового дискурса, под которым мы понимаем, в духе М. Фуко, практики обсуждения и их структуры (субъект и объект, исходные мировоззренческие и познавательные предпосылки обсуждения, стилистика, вырабатываемые установки), общим смыслом которых является юмористическое отношение к явлениям и событиям повседневной жизни, и представляющие, в стиле юмористического иносказания, рекомендации по допустимым поведенческим стратегиям в конкретной области – в нашем случае, отношения к деньгам и финансам. Такие практики возможны на основе единства социального опыта их коллективного субъекта – сходства форм деятельности и взаимодействий, институциональных и символических контекстов, и, главное, общности эмоционального отношения к ним. Помимо шуток и анекдотов в традиционном понимании, в повседневный смеховой дискурс входят получившие распространение благодаря Интернету демотиваторы и мемы, совмещающие вербальные и визуальные языки.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1214

Оценка читателей: голосов 0

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. III. М.: ФО СССР, 1991.

2. Барсукова С.Ю. Анекдоты о неформальной экономике: смешно о серьезном // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 113–123.

3. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000.

4. Бутенко И.А. Юмор как предмет социологии? // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 135–140.

5. Гагарина М.А. Чувство долга и долговое поведение россиян с различным уровнем финансовой грамотности // Социальная и экономическая психология, 2018. Т. 3. № 3 (11). С. 179–198.

6. Дмитриев А.В. Социология юмора. Очерки. М.: ИС РАН, 1996.

7. Дмитриев А.В. Суггестия и контрсуггестия: Pro et Contra // Социологическая мозаика — 2018: монография. М.: КРОНУС, 2018. С. 11–74.

8. Зарубина Н.Н. Смеховая культура как фактор толерантности к новым социальным группам в российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 155–166.

9. Зарубина Н.Н. Мифология денег в российском обществе // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 39–48.

10. Зубанова Л.Б. Русский национальный характер в юмористической самопрезентации (социологический анализ анекдотов) // Социологические исследования. 2012. № 10. С. 78–87.

11. Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 14–25.

12. Кравченко С.А. Переоткрытие социальной реальности как показатель валидности социологического знания // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 27–37.

13. Козырева П.М. Финансовое поведение в контексте социально-экономической адаптации населения (социологический анализ) // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 54–66.

14. Маркс К. Власть денег в буржуазном обществе // Маркс К. Социология. М.: «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2000.

15. Мельниченко М. Советский анекдоты. Указатель сюжетов. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

16. Радаев В.В. Уроки «финансовых пирамид», или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении // Мир России. 2002. № 2. С. 39–69.

17. Стребков Д. Потребности и предпочтения населения России на рынке кредитных услуг // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 53–54.

18. Хромов К.А. Мотивы и модели поведения населения на финансовых рынках: взгляд с позиций модернизационных теорий // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М.: РОССПЭН, 2008. С. 238–254.

19. Хромов М. Домашние хозяйства переходят к кредитной модели потребления // Мониторинг экономической ситуации в России. 2018. №13. С. 14–15.

20. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 3–13.

21. Simmel G. The Philosophy of Money. L.: Routledge and Kegan Paul, 1978.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх