The Quality of Medical Care in a Russian Region: A Comparative Analysis of «Subjective» Indicators

 
PIIS013216250006654-2-1
DOI10.31857/S013216250006654-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of strategic studies of the Republic of Bashkortostan
Address: Russian Federation, Ufa
Occupation: Leading Researcher, Assist. Prof. of the Department of Economics and Management
Affiliation: branch of the Kuzbass State Technical University T.F. Gorbachev in Novokuznetsk
Address: Russian Federation, Novokuznetsk
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 9
Pages146-153
Abstract

The article, based on the results of a survey of direct consumers of medical services and experts from the number of doctors and teachers of medical University, offers a diachronic (for ten years) analysis of the leading trends in the quality of health care in one of the Russian regions (the Republic of Bashkortostan). The empirical base of the analysis is the results of six surveys (two each year) carried out using similar instruments in 2006, 2011 and 2016 in several polyclinics, clinical institutions and departments of the medical University at the hospitals of Ufa.

Keywordsquality of health care, leading trends, Russian region
Received20.09.2019
Publication date25.09.2019
Number of characters23313
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 На современном этапе развития мирового здравоохранения актуальна не столько задача охвата всего населения, который в значительной части высокоразвитых стран мира уже достигнут, сколько повышение уровня качества медицинского обслуживания, соответствующего современным требованиям. В российском обществе данная тенденция совпала с требованиями модернизации, начавшейся с 2000-х гг., когда наибольшую актуальность в развитии всей социальной сферы, в том числе здравоохранения, приобрели в первую очередь их качественные характеристики. Не случайно «одним из основных приоритетов системы здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи. Если ранее основное количество жалоб были посвящены отсутствию помощи в принципе, то сегодня граждане все больше внимания уделяют требованиям качества»1. Результаты приводимого в настоящей статье исследования во многом подтверждают данный вывод. 1. Минздравом России разработаны и внедрены критерии качества и система мониторинга критериев качества медицинской помощи. Материал опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ 04 сентября 2015 в 12:24 (обновлён 06 сентября 2015 в 18:51). URL: >>>> (дата обращения: 05.02.2019).
2

Теоретические и методические основания анализа

3

Предлагаемый ВОЗ методологический подход к определению качества медицинского обслуживания основан на структурных, процессуальных и результирующих подходах к оценке качества медицинской помощи. А качество медицинских услуг определяется как «применение медицинской науки и технологии таким образом, чтобы максимизировать их выгоду для здоровья, соответственно, без увеличения риска неблагоприятных исходов» [Donabedian, 1979: 277—278]. Существуют и другие подходы к данной проблеме. Например, определение качества медицинского обслуживания как «предоставление эффективных медицинских услуг, неизменно радующее пациента и осуществляемое в соответствии с последними клиническими рекомендациями и стандартами» [Mosadeghrad, 2013: 203] или как ее предоставление, с достижением максимально возможных клинических результатов при имеющихся ресурсах [Appleby, 2009]. Другое определение – «показатель, который через предоставление медицинских услуг для отдельных лиц и населения в целом увеличивает вероятность желаемого клинического результата, соответствует современным профессиональным знаниям и медицинским технологиям» [Lohr, 1990: 20]. Таким образом, даже в западной науке, где исследования проблем качества здравоохранения имеют сложившиеся традиции, нет четкого и общепринятого определения [Панов, 2015].

4 Анализ других научных публикаций, посвященных исследованию качества медицинского обслуживания показывает, что значительная часть посвящается разработке медико-экономических стандартов, оригинального набора индикаторов, критериев качества и других преимущественно количественных его показателей [Дементьев, 2016; Низамутдинова, Галиахметова, 2014; Рожков, 2012; Шарафутдинова, Кузнецова, 2015].
5 Авторская модель качества здравоохранения основана на том, что наряду со структурой, процессом и результатами здравоохранения, существенную роль в повышении его качества играют так называемые «сопутствующие» факторы, в том числе: логистические (удаленность, транспортная доступность, оперативность предоставления и т.д.), финансовые (соотношение бесплатных и платных услуг, доступность оплачиваемого обслуживания и т.д.), идентификационные (уровень самоощущений клиентов) и другие аспекты. Качественное медицинское обслуживание представляет собой совокупность таких характеристик реализации здравоохранения, которые обеспечивают: во-первых, доступность и своевременность оказания помощи; во-вторых, наивысший уровень профилактики и излечения от заболеваний на основе последних достижений науки и высокого профессионализма врачебно-медицинского персонала; в-третьих, оптимальное соотношение бюджетных и платных процедур диагностики и лечения, предполагающее доступность последних широким слоям населения; в-четвертых, как результирующий элемент, получение пациентами высокого внутреннего самоощущения качества обслуживания. То есть подчеркивается, с одной стороны, процессуальный характер качества медицинского обслуживания, и значительная роль идентификационных (в смысле самоощущения) характеристик данного явления с точки зрения пациентов, с другой стороны.

Number of purchasers: 2, views: 777

Readers community rating: votes 0

1. Akhmetyanova R.A., Imilbaeva R.R. (2017) Social Factors of Population Satisfaction with the Quality of Outpatient Medical Care (Based on the Experience of the Republic of Bashkortostan). Vestnik VEGU [Bulletin of the Economic and Legal Humanitarian Academy]. No. 5 (91): 11–18. (In Russ.)

2. Appleby J. (2009) Does improving quality save money? London: The Health Foundation. DOI: 10.1136/bmj.b3678

3. Dement’ev D.V. (2016) Quality and financing of medical services. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij [Modern trends in the development of science and technology]. No. 12–10: 28–31. (In Russ.)

4. Donabedian A. (1979) The quality of medical care: a concept in search of a definition. The Journal of family practice. No. 9 (2): 277–284.

5. Karpikova I.S. (2015) Quality and availability of medical services: population and health care experts’ opinions. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No. 6 (374): 53–57. (In Russ.)

6. Lohr N. Kathleen (1990) Medicare: A Strategy for Quality Assurance. Washington, DC: National Academy Press.

7. Mosadeghrad A.M. (2013) Healthcare service quality: Towards a broad definition. International Journal of Health Care Quality Assurance. No. 26 (3): 203–219.

8. Nizamutdinova A.Z., Galiahmetova А.М. (2014) Quality of budgetary services in the field of health care. Effektivnye sistemy menedzhmenta: kachestvo, innovacii, ustojchivoe razvitie [Effective management systems: quality, innovation, sustainable development]. Vol. 1. No. 4: 111. (In Russ.)

9. Panov A.V. (2015) Factors affecting the quality of medical care. Glavnyj vrach: Hozyajstvo i pravo [Head Doctor: Economy and Law]. No. 6: 27–38. (In Russ.)

10. Rozhkov N.N. (2012) Quality Assessment of Medical Services based on Statistical Criteria for Compliance with Medico-Economic Standards. Informacionno-upravlyayushchie sistemy [Information-control systems]. No. 1: 84–87. (In Russ.)

11. Sharafutdinova Е.N., Kuznetsova O.M. (2015) Aspects of assessing the quality of medical services. Nauchnyj al'manah [Scientific almanac]. No. 9(11): 901–904. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up