Век учись – век живи

 
Код статьиS013216250006182-3-1
DOI10.31857/S013216250006182-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / Под общ. ред.: И.А.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель Центра социологии образования и науки ИС ФНИСЦ РАН; профессор НИУ МЭИ; главный редактор журнала «Социологические исследования»
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
НИУ «Московский Энергетический Институт»
журнал «Социологические исследования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 8
Страницы167-172
Аннотация

Вышла первая, основанная на данных российской государственной статистики, книга по анализу состояния системы образования взрослого населения, а также их образовательных практик. Впервые в нашей социологической литературе генеральная совокупность (взрослое население) представлена тремя возрастными когортами: 16–24, 25–54, 55–65 лет. Ранее работы, основанные на точечных и целевых социологических исследованиях, не дифференцировали таким образом взрослое население и не давали полной картины состояния дел в этой важной сфере социального и экономического развития страны. Показано, что непрерывное образование взрослых (в терминологии ЮНЕСКО – adult continuing education как система и институция, с одной стороны, и lifelong learning – как образовательная практика, с другой) в нашей стране реализуется в виде дополнительного профессионального и досугового образования. В отличие от высшего и среднего профессионального оно имеет значительную экономическую отдачу на инвестиции, способствует социальной устойчивости территорий и регионов. На материале книги видно, что взрослые учащиеся добиваются в профессиональном и личностном смыслах большего, чем те, кто не участвует в обучающих программах. Они испытывают более высокую удовлетворенность жизнью и значительно реже попадают в сложные ситуации.

Ключевые слованепрерывное образование, образование взрослых, отдача образования, профессиональное образование, подготовка кадров, человеческий капитал
Получено12.08.2019
Дата публикации12.08.2019
Кол-во символов16703
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Выход в свет этой фундаментальной монографии1, посвященной социальным, экономическим, политическим аспектам непрерывного образования взрослых, российский читатель ждал давно. Мой питерский коллега и соавтор Е.И. Огарев почти два десятилетия ранее отмечал, что «к сожалению, в нашем распоряжении нет государственной статистики по непрерывному образованию и образованию взрослых. Судя по официальным изданиям Госкомстата, такая статистика просто отсутствует. Между тем, в докладе ЮНЕСКО о положении дел с образованием в мире (1994) и в других международных документах, в строке «Российская Федерация» вместо цифр стоят прочерки. Отечественные исследователи рассматривают такую закрытость, как информацию к размышлению, а зарубежные связывают данный феномен с нежеланием развития регионов и невозможностью контроля снизу за развитием образования трудоспособного и экономически активного населения» [Огарев, 2002]. Рецензируемая работа восполняет этот пробел. 1. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / Под общ. ред.: И.А. Коршунов, И.Д. Фрумин; науч. ред.: И.А. Коршунов, И.Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 312 с. Doi: 10.17323/978-5-1779-6
2 Концепт непрерывного образования разрабатывался в его современном виде в 1970–1990 гг. при поддержке ЮНЕСКО (гуманистические аспекты), Всемирным Банком и OECD (экономические аспекты). По данной проблематике были опубликованы получившие высокое цитирование специальные аналитические доклады [Faure, 1972; Delor, 1996], вышли в свет десятки обстоятельных монографий, проведены несколько международных конференций самого высокого уровня2. А дальше на первый план вышла региональная и страновая специфика – непрерывное образование стало реализовываться в различных формах в зависимости от страны, ее культурно-исторических и экономических особенностей. 2. CONFINTEA. 2006. URL: >>>> (дата обращения: 14.06.19).
3 В США, например, основными провайдерами непрерывного образования стали корпорации и компании, в странах Северной Европы и Великобритании – НКО и муниципалитеты, в Южной и Центральной Европе – университеты. В странах Африки и Индии – преимущественно федеральные правительства. Россия (а тогда еще СССР) искала свой путь развития непрерывного образования. Сложились два направления – образование взрослых, связанное с профессиональной деятельностью, и досуговое (в том числе, самообразование), с профессиональной деятельностью не связанное. Первое осуществлялось системой переподготовки и повышения квалификации (ИПК), второе – сферой культуры (клубы, музеи, библиотеки, любительские кружки) и спорта (секции). Значительную роль в этом сыграло общество "Знание", которое в отсутствие современных средств коммуникации распространяло научные и политические знания через личный контакт лектора и слушателей.
4 Собственно, за время новейшей истории нашей страны (после распада СССР) непрерывное образование прошло путь от преодоления безграмотности и политической пропаганды к фактору экономического роста и накопления человеческого капитала. На этом пути возникло понятие компетентность, которое является сочетанием знаний и навыков для решения конкретной жизненной или производственной задачи. Набор компетенций и становится целью учебного процесса. Речь идет не только о «жестких» (функциональных) компетенциях, которые востребованы, как правило, в сфере оплачиваемого труда. Особое значение имеют «мягкие» формы, получившие аббревиатуру 4К – кооперация, коммуникация, критическое мышление и креативное решение задач.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1568

Оценка читателей: голосов 0

1. Корсгард О. Борьба за просвещение. Образование взрослых в Дании. Опыт пяти столетий (перевод на русский). М.: РНИСиНП, 2000. [Korsgard O. (2000) The Struggle for Enlightment. Adult Education in Denmark. The History of 500 – years. Moscow: Russian Independent Institute of Social and Political Problems. (In Russ.)]

2. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи – век учись: непрерывное образование в России / Под общ. ред.: И.А. Коршунов, И.Д. Фрумин; науч. ред.: И.А. Коршунов, И.Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 312 с. [Korshunov I.A., Gaponova O.S., Peshkova V.M. (2019) Live and Learn: adult continuing education in Russia / Eds. Korshunov I.A., Frumin I.D. Moscow: High School of Economics. (In Russ.)]

3. Огарев Е.И. и др. Непрерывное образование в условиях трансформации. М., РНИСиНП, 2002. [Ogarev E.I. et al. (2002) Adult Continuing Education Under in Transforming Society. Moscow: Russian Independent Institute of Social and Political Problems. (In Russ.)]

4. Delor J. et al. (1996) Lifelong Learning for All. Paris: OECD.

5. Faure E. et al. (1972) Learning to Be. The World of Education Today and Tomorrow. Paris, UNESCO.

6. Foley G. (1999) Learning in Social Action. A Contribution to Understanding Informal Education. ZED-books. London, New York.

7. Grundtvig N.F.S. (1997) An Introduction to his Life and Works. Ed. by A.M. Allchin. Aarhus University Press.

8. Lindeman E.C. (1925) The meaning of adult education. New York: New Republic.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх