Преподавание основ религии в общеобразовательных школах: этносоциологический анализ (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации)

 
Код статьиS013216250006178-8-1
DOI10.31857/S013216250006178-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий Центра исследований приграничных регионов; заведующий кафедрой социологии
Аффилиация:
Институт социально-политических исследований РАН
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Адрес: Российская Федерация, Владикавказ
Должность: Научный сотрудник Центра исследований приграничных регионов; аспирантка кафедры социологии
Аффилиация:
Институт социально-политических исследований РАН
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Адрес: Российская Федерация, Владикавказ
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 8
Страницы150-156
Аннотация

Сегодня во всех школах России вводятся единые образовательные стандарты уроков религиозного воспитания для учащихся начальных и средних классов, однако общественное мнение по вопросу изменения стандартов светского общего образования до сих пор не изучено. Для преодоления этого пробела проведены опросы. В качестве места их проведения выбраны наиболее сложные и разнообразные в этническом, религиозном и культурном аспектах регионы, которые благодаря своим особенностям являются и самыми информативными с точки зрения столкновения религиозных интересов – республики Северного Кавказа. Проведённые ранее исследования показали высокое уважение к представителям всех монотеистических религий со стороны подавляющего большинства жителей республик СКФО РФ, однако вопросы преподавания основ своей и чужих религий в общеобразовательных школах остры и потенциально конфликтны. Выявлены значительные различия в отношении к урокам религиозного образования в различных республиках. Делается вывод о необходимости учета общественного мнения для адекватной корректировки изменения стандартов общего образования на Северном Кавказе и в других субъектах России с высокой поликонфессиональностью.

Ключевые словаобщеобразовательная школа, федеральные образовательные стандарты, преподавание основ религии, Северный Кавказ, религиозное возрождение
Получено09.08.2019
Дата публикации12.08.2019
Кол-во символов13013
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Постановка задачи и эмпирическая база исследования.

2 Сегодня Россия и большинство стран мира испытывают период так называемого «религиозного ренессанса», который влияет на ключевые сферы общества. Перед современными государствами стоит задача обеспечения духовно-нравственного образования и воспитания школьников – в России этой цели служит широкое внедрение учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» (для начального общего образования) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
3 Введение религиозной, по сути, дисциплины в федеральный образовательный стандарт вызывает опасения и споры среди специалистов. Так, Д.С. Лебедев подчёркивает, что преподавание конфессионально ориентированных религиоведческих дисциплин в российской школе остаётся по сути экспериментальным проектом и «на практике связано с целым комплексом латентных противоречий культурного характера, ставящих под вопрос позитивный образовательный эффект» [Лебедев, 2014: 85].
4 Ещё в начале 2000-х гг. в научной среде звучали категорические суждения в пользу религиозного образования в школах: сам факт отделённости от церкви «совершенно не означает, что из школ должна быть исключена всякая религиозная тематика. Это просто недопустимо, поскольку без обращения к наследию христианства мы рискуем быть отрезанными от своих исторических и культурных корней, оказаться вне как мировой, так и отечественной культуры и истории» [Михалкин, 2004: 72]. Высказывались и противоположные точки зрения – например, об опасности «…появления в светских образовательных учреждениях таких предметов, как «Основы православной культуры», тем более дисциплин по своему названию откровенно клерикальных» [Кондратьев, 2007: 72]. В этой же работе М.Ю. Кондратьев высказывал опасения, что подобные уроки со временем перестанут быть факультативными, и сегодня мы наблюдаем, как они стали оправдываться. В этой связи актуально определить общественный запрос, чтобы скорректировать в соответствии с ним процесс внедрения элементов религиозного образования в программу средней школы.
5 Для решения этих задач использовались материалы этносоциологического опроса, проведенного летом 2016 г. в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (в Республике Северная Осетия – Алания (РСО-А), Чеченской Республике (ЧР), Карачаево-Черкесской Республике (КЧР), Республике Ингушетия (РИ), Республике Дагестан (РД) и Кабардино-Балкарской Республике (КБР)). Объем выработки составил 1200 человек, предельная ошибка выборки не превышает 1,4%. Объём выборки составил 200 респондентов в каждой республике. Опрос репрезентативен по возрасту, полу, уровню образования, этнической принадлежности1 и типу поселения. 1. В литературе существует сильный разнобой в использовании терминов «этнос» и «нация» (что проявляется, например, в параллельном использовании выражений «титульная нация» и «титульный этнос»). В данной статье социальные группы, различающиеся культурными традициями (прежде всего, языком), последовательно обозначаются как этносы.
6 В Республике Дагестан титульные этносы представляли аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, агулы и цахуры, они объединены в группу «Народы Дагестана» и составили 86,0% среди респондентов республики. В Республике Ингушетии 77,2% опрошенных отнесли себя к ингушам. В Кабардино-Балкарской республике было 55,3% кабардинцев и 11,6% балкарцев. В Карачаево-Черкесской республике опрошены 38,5% карачаевцев и 11,2% черкесов. 62,6% респондентов в Республике Северная Осетия – Алания назвали себя осетинами. В Чеченской Республике доля чеченцев составила 93,4%. Респонденты, назвавшие себя русскими или представителями других некавказских этносов, объединены в группу «Русские и русскоязычные», которая составила 14,0% в РД, 22,8% в РИ, 33,1% в КБР, 50,3% в КЧР, 37,4% в РСО-А, 6,6% в ЧР, в среднем по всем республикам – 27,4%.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 787

Оценка читателей: голосов 0

1. Кондратьев М.Ю. Психология и религия: параллельные проблемные предметные плоскости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 65–73.

2. Лебедев С.Д. Образовательная рефлексия религии: к социологической интерпретации // Социологический журнал. 2014. № 2. С. 72–88.

3. Михалкин В.С. Содержание образования и целостность мировоззрения личности в современных условиях // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 69–72.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх