Как понимают национальные интересы в Китае и России

 
Код статьиS013216250004019-3-1
DOI10.31857/S013216250004019-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы157-166
Аннотация

В статье выполнен сравнительный анализ национальных интересов и приоритетов Китая и России. Что касается Китая, основное внимание уделяется тому, как команде Дэн Сяопина удалось привлечь к развитию страны транснациональные корпорации и при их активном участии осуществить индустриализацию, создать мощный сектор высоких технологий. Особо подчеркивается гибкая внешняя политика Пекина, направленная на создание максимально благоприятных условий для развития страны. Касаясь России, автор указывает: ее национальным интересам сильнейший удар нанесли две диаметрально противоположные революции ХХ в.: революция 1917 г. и антикоммунистическая революция 1991 г. Обе не обогащали, а разрушали социально-экономический потенциал страны, созданный предыдущими поколениями. Эти катастрофы автор считает результатом перенесения на национальную почву общественных моделей развития, созданных в других странах и для обществ, опирающихся на иные социокультурные основания..

Ключевые словастратегия развития, национальные интересы и традиции, социализм с китайской спецификой, реформы экономики, новая холодная война
Получено20.03.2019
Дата публикации20.03.2019
Кол-во символов35072
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Как начинались реформы.

2 Начнем с Китая. После смерти Мао Цзэдуна (09.09.1976) и до начала реформ в китайском руководстве шла дискуссия о дальнейшем развитии страны. Официальный преемник Мао Цзэдуна – Хуа Гофэн занял ключевые посты в государстве: председателя ЦК КПК (1976–1981), премьер-министра (1976–1980) и председателя Центрального военного совета КНР (1976–1981). А самым авторитетным и влиятельным политиком стал Дэн Сяопин, вернувший себе посты, которые он занимал до гонений на него в ходе «культурной революции»: заместителя председателя ЦК КПК, заместителя премьер-министра и начальника генштаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Сторонники Хуа Гофэна намеревались вернуть страну к политике, проводившейся до авантюрных экспериментов Мао Цзэдуна – «большого скачка» (1958–1960) и «культурной революции» (1966–1976). Однако победила линия Дэн Сяопина, который считал, что социализм нельзя построить в нищей стране, для этого нужно создать материальнотехническую базу и осуществить серьезные изменения в социальной, культурной и духовной сферах. Решение о реализации «Реформы и открытости» было принято на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г.
3 Идея открытости страны нигде не имелa такого глубокого смысла и не далa таких потрясающих результатов, как в Китае. Но немного истории. Китайская цивилизация, как известно, насчитывает более пяти тысяч лет, хотя большинство цивилизаций умирают после двух тысяч лет. Она переживала и взлеты, и падения. Китай дважды завоевывался кочевниками: первый раз – монголами, правившими страной в 1279–1368 гг., установив династию Юань; второй раз – маньчжурами, династия которых (Цин) находилась у власти в стране с 1644 по 1911 гг. Но можно сказать и обратное: Китай никогда не завоевывался, поскольку завоеватели поглощались несравнимо более высокой культурой и массой ханьцев (собственно китайцев). Тем не менее именно при правлении династии Цин Китай стал отставать в своем развитии, продолжая, однако, считать себя центром вселенной, а остальные страны — варварскими.
4 Так, в 1793 г. в Поднебесную прибыла английская миссия во главе с лордом Джорджем Маккартни с целью установления торгово-экономических отношений с Китаем. Принимая ее, китайский император Цяньлун (1735–17991) заявил: Китай имеет все необходимое и в английских товарах не нуждается. В лучшем случае, добавил он, Англия могла бы претендовать на звание зависимого варварского государства, при этом привезенные образцы фабричных товаров он принял как дань. В результате Китай пропустил промышленную революцию и оказался в положении полуколонии. Дэн Сяопин не раз говорил, что именно изоляция отбросила Китай на задворки прогресса и обрекла народ на неимоверные страдания и это никогда не должно повториться. 1. В данном случае указаны годы правления.
5 Национальные интересы Дэн Сяопин видел в создании максимально благоприятных условий для развития страны. Но при этом вставало немало вопросов. В их числе: об отношении к прошлому и лично Мао Цзэдуну; о стратегии развития государства и модели реформ; о социальном идеале; о характере внешней политики; об источниках финансирования реформ, получения современной техники и технологий; о подготовке кадров специалистов. Команда Дэн Сяопина с самого начала отказалась от идеи коммунизма, провозгласив своей целью строительство социализма с китайской спецификой. Народу был дан сигнал: реформаторы не отказываются от прошлого, а идут вперед в толковании сути социализма и методов его построения. И это, с одной стороны, развязало им руки для пересмотра многих догм марксизма-ленинизма, а с другой стороны, не нанесло удара по чувствам многих людей старших поколений, веривших, что страна идет по правильному пути. В духе градуализма (по древней китайской пословицы «переходить реку, нащупывая камни») команда Дэн Сяопина стала не ломать, а трансформировать политическую и государственную систему, и не развенчивать Мао Цзэдуна, а отдать ему должное за то, что под его руководством была достигнута победа над внешними и внутренними противниками и создана Китайская Народная Республика. В оценке деятельности Мао Цзэдуна точку поставил Дэн Сяопин, сказав: он был на 70% прав и только на 30% не прав. Успешно справилась команда Дэн Сяопина и с созданием собственной модели социально-экономических реформ. Построение социализма с китайской спецификой стало и стратегией страны, и социальным идеалом для народа.

всего просмотров: 1064

Оценка читателей: голосов 0

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука,1999а.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990b.

3. Кива А.В. Реформы команды В. Путина в историческом контексте. Сравнительный анализ. М.: Корона-Медиа, 2011.

4. Суходольская Л.Л. «Китайская мечта» и новая дипломатия Китая. URL: https//cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya (дата обращения: 20.09.2018).

5. Тао Се. Внешняя политика по Си Цзиньпину. URL: http://mybiblioteka.su/9-19596.html (дата обращения: 10.09.2018).

6. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М.: Наука, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх