Молодые ученые Казахстана: опыт построения научной карьеры

 
Код статьиS013216250004016-0-1
DOI10.31857/S013216250004016-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
Адрес: Казахстан, Алматы
Аффилиация: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
Адрес: Казахстан, Алматы
Аффилиация: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
Адрес: Казахстан, Алматы
Аффилиация: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
Адрес: Казахстан, Алматы
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы119-129
Аннотация

В статье представлен социологический анализ опыта построения научной nкарьеры молодыми учеными Казахстана. С опорой на данные опроса (личное формализованное интервью, глубинные интервью) получено целостное представление о статусе и карьере молодых ученых, включая понимание того, как молодые исследователи могут добиться успеха и способствовать развитию науки в стране и с какими препятствиями они сталкиваются в этом процессе. Особое внимание уделено жизненному пространству и ценностям, условиям, в контексте которых работают сегодня молодые ученые (early-career researchers), а также современным вызовам и рискам, возможностям и мотивациям, определяющим и формирующим их карьерные траектории в казахстанском научном пространстве.

Ключевые словамолодой ученый, научная карьера, научный статус, жизненное пространство, ценности, престиж профессии
Получено20.03.2019
Дата публикации20.03.2019
Кол-во символов30590
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

К постановке проблемы.

2 В Казахстане интенсивно проводятся реформы, направленные на интеграцию страны в мировую экономическую систему и в европейское научное пространство. Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве перешел на трехступенчатую систему подготовки научно-педагогических кадров согласно положениям Болонской конвенции: бакалавриат, магистратура, докторантура PhD1. Особое внимание уделяется подготовке докторов PhD. Докторанты направляются в зарубежные центры образования и науки для прохождения стажировок под руководством научных консультантов. 1. Подробнее см.: Черных И. Программа PhD в Казахстане: затянувшийся транзит или догоняющее развитие? URL: >>>> tranzit-ili-dogonyayushhee-razvitie/ (дата обращения: 30.10.2018)ю
3 По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в Казахстане в научных исследованиях и разработках в 2016 г. было задействовано 383 организации2. Научные исследования и разработки в г. Алматы в 2016 г. Осуществляли 133 организации – около трети всех научных организаций страны. Всего в научных исследованиях и разработках в 2016 г. было задействовано 22 985 человек, в том числе 17 421 специалистов-исследователей3. В 2017–2018 гг. общее количество обучающихся по программе докторантура PhD составило 3603 человек, из них наибольшее количество представлено в г. Астана и г. Алматы (771 и 1848 соответственно), а также в Карагандинской (283), Южно-Казахстанской (160), Восточно-Казахстанской (205) областях. 2. Сайт Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике.

3. Данные из национального доклада по науке. Астана; Алматы, 2017. URL: >>>>
4 Заметно увеличилось количество организаций, выполнявших научные исследования в г. Астана и в восьми областях: Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. Несмотря на то, что в г. Астана идет интенсивное развитие сети научных организаций, г. Алматы продолжает оставаться главным научным центром страны. Соответственно, увеличилась численность персонала, занятого исследованиями, в том числе на 112 по сравнению с прошлым годом возросло участие молодых исследователей в лице докторов PhD. Наибольшая доля работников сферы науки и образования, выполняющих научные исследования, ныне приходится на возрастную группу от 25 до 39 лет.
5 К чему ведет заимствование европейских стандартов в науке и в образовании? Усложняется ли содержательно система науки и университетского образования? Происходит ли развитие молодых ученых во все более глобальном конкурентном контексте, или же они остались ограничены средой, сформированной в национальных учреждениях? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались дать в ходе представленного ниже исследования.
6 Высшее образование, развитие науки и фундаментальных исследований дают позитивный эффект как на микро, так и на макроуровнях, предоставляя молодым гражданам страны квалификацию для успешного трудоустройства и обеспечения высоких доходов. В современной литературе часто отмечается устойчивая взаимосвязь удовлетворенности по различным факторам, продуктивности на рабочем месте с академической карьерой молодых специалистов [Rice et al., 2000; Smith, 2010; Solem et al., 2004]. Однако пока немного социологических исследований, в которых рассматривается связь удовлетворенности молодых ученых по различным факторам с их карьерными успехами в академической среде. Эндерс и Каулич отмечают, что основным критерием успеха в академическом мире является участие в отечественных и международных исследовательских проектах [Enders et al., 2006], тогда как Хеммингс и Кей считают, что «публикации в цитируемых журналах, книги являются базовой формой валюты, обеспечивающей успех в академическом мире» [Hemmings et al., 2010: 185–197]. По мнению Паркера, преподавание и исследования могут быть одинаково ценны для ученых на стартовых карьерных позициях, однако для дальнейшего карьерного роста в научном пространстве гораздо более важной является исследовательская составляющая [Parker, 2008].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2298

Оценка читателей: голосов 0

1. Гаврилов Е.В., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Трансляция научного опыта и личностное знание // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 28–35.

2. Соколов М. Академический туризм: об одной форме вторичного приспособления к институтам интернациональной науки // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2009. № 5(67).

3. Соколов М., Губа К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 223–236.

4. Фурсов К., Рощина Я., Балмуш О. Факторы результативности научной деятельности: микроуровневый анализ // Форсайт. 2016. № 2(10). С. 44–56.

5. Bentley P.J., Coates H., Dobson I.R., Goedegebuure L., Meek V.L. (eds) Job Satisfaction around the Academic World. Springer Netherlands, 2013. DOI: 10.1007/978-94-007-5434-8.

6. Enders J., Kaulisch M. The Binding and Unbinding of Academic Careers // Teichler U. (ed.) The Formative Years of Scholars. London: Portland Press, 2006. P. 85–95.

7. Hemmings B., Kay R. University Lecturer Publication Output: Qualifications, Time and Confidence Count // Journal of Higher Education Policy and Management. 2010. Vol. 32. No 2. P. 185–197. DOI: 10.1080/13600800903575520.

8. Parker J. Comparing Research and Teaching in University Promotion Criteria // Higher Education Quarterly. 2008. Vol. 62(3). P. 237–251. DOI:10.1111/j.1468-2273.2008.00393.x.

9. Rice R.E., Sorcinelli M.D., Austin A.E. Heeding New Voices: Academic Careers for a New Generation. New Pathways Inquiry. No. 7. Washington, DC: American Association for Higher Education, 2000.

10. Smith J. Forging Identities; the Experiences of Probationary Lecturers in the UK // Studies in Higher Education. 2010. No. 35(5). P. 577–591. DOI: 10.1080/03075070903216650.

11. Solem M.N., Foote K.E. Concerns, Attitudes, and Abilities of Early Career Geography Faculty // Annals of the Association of American Geographers. 2004. No. 94(4). P. 889–912. DOI: 10.1111/j.1467-8306.2004.00440.x.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх