Young Scientists of Kazakhstan: Experiences of Building an Academic Career

 
PIIS013216250004016-0-1
DOI10.31857/S013216250004016-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: al-Farabi Kazakh National University
Address: Kazakhstan, Almaty
Affiliation: al-Farabi Kazakh National University
Address: Kazakhstan, Almaty
Affiliation: al-Farabi Kazakh National University
Address: Kazakhstan, Almaty
Affiliation: al-Farabi Kazakh National University
Address: Kazakhstan, Almaty
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 2
Pages119-129
Abstract

The article presents a sociological analysis of the experienced academic career building by young scientists of Kazakhstan. Young scientists as a social and professional community play an important role in modern research and innovation systems. In general, based on a survey of personal formalized interviews and in-depth interviews a holistic view of the status and career of young scientists, an understanding of how young researchers can succeed and contribute to the development of the country’s scientific landscape, and the obstacles they face in this is presented. Particular attention is paid to the living space and values, as well as to the conditions in the context of which early-career researchers work today, such as modern challenges, risks, opportunities and motivation that determine and shape their career trajectories in Kazakhstan’s scientific space.

Keywordsearly-career researchers, academic career, status, living space, values, prestige of profession
Received20.03.2019
Publication date20.03.2019
Number of characters30590
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

К постановке проблемы.

2 В Казахстане интенсивно проводятся реформы, направленные на интеграцию страны в мировую экономическую систему и в европейское научное пространство. Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве перешел на трехступенчатую систему подготовки научно-педагогических кадров согласно положениям Болонской конвенции: бакалавриат, магистратура, докторантура PhD1. Особое внимание уделяется подготовке докторов PhD. Докторанты направляются в зарубежные центры образования и науки для прохождения стажировок под руководством научных консультантов. 1. Подробнее см.: Черных И. Программа PhD в Казахстане: затянувшийся транзит или догоняющее развитие? URL: >>>> tranzit-ili-dogonyayushhee-razvitie/ (дата обращения: 30.10.2018)ю
3 По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в Казахстане в научных исследованиях и разработках в 2016 г. было задействовано 383 организации2. Научные исследования и разработки в г. Алматы в 2016 г. Осуществляли 133 организации – около трети всех научных организаций страны. Всего в научных исследованиях и разработках в 2016 г. было задействовано 22 985 человек, в том числе 17 421 специалистов-исследователей3. В 2017–2018 гг. общее количество обучающихся по программе докторантура PhD составило 3603 человек, из них наибольшее количество представлено в г. Астана и г. Алматы (771 и 1848 соответственно), а также в Карагандинской (283), Южно-Казахстанской (160), Восточно-Казахстанской (205) областях. 2. Сайт Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике.

3. Данные из национального доклада по науке. Астана; Алматы, 2017. URL: >>>>
4 Заметно увеличилось количество организаций, выполнявших научные исследования в г. Астана и в восьми областях: Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. Несмотря на то, что в г. Астана идет интенсивное развитие сети научных организаций, г. Алматы продолжает оставаться главным научным центром страны. Соответственно, увеличилась численность персонала, занятого исследованиями, в том числе на 112 по сравнению с прошлым годом возросло участие молодых исследователей в лице докторов PhD. Наибольшая доля работников сферы науки и образования, выполняющих научные исследования, ныне приходится на возрастную группу от 25 до 39 лет.
5 К чему ведет заимствование европейских стандартов в науке и в образовании? Усложняется ли содержательно система науки и университетского образования? Происходит ли развитие молодых ученых во все более глобальном конкурентном контексте, или же они остались ограничены средой, сформированной в национальных учреждениях? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались дать в ходе представленного ниже исследования.
6 Высшее образование, развитие науки и фундаментальных исследований дают позитивный эффект как на микро, так и на макроуровнях, предоставляя молодым гражданам страны квалификацию для успешного трудоустройства и обеспечения высоких доходов. В современной литературе часто отмечается устойчивая взаимосвязь удовлетворенности по различным факторам, продуктивности на рабочем месте с академической карьерой молодых специалистов [Rice et al., 2000; Smith, 2010; Solem et al., 2004]. Однако пока немного социологических исследований, в которых рассматривается связь удовлетворенности молодых ученых по различным факторам с их карьерными успехами в академической среде. Эндерс и Каулич отмечают, что основным критерием успеха в академическом мире является участие в отечественных и международных исследовательских проектах [Enders et al., 2006], тогда как Хеммингс и Кей считают, что «публикации в цитируемых журналах, книги являются базовой формой валюты, обеспечивающей успех в академическом мире» [Hemmings et al., 2010: 185–197]. По мнению Паркера, преподавание и исследования могут быть одинаково ценны для ученых на стартовых карьерных позициях, однако для дальнейшего карьерного роста в научном пространстве гораздо более важной является исследовательская составляющая [Parker, 2008].

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 2248

Readers community rating: votes 0

1. Bentley P.J., Coates H., Dobson I.R., Goedegebuure L., Meek V.L. (eds) (2013) Job Satisfaction around the Academic World. Springer Netherlands. DOI: 10.1007/978-94-007-5434-8.

2. Enders J., Kaulisch M. (2006) The Binding and Unbinding of Academic Careers. In: Teichler U. (ed.) The Formative Years of Scholars. London: Portland Press.

3. Fursov K., Roshina Y., Balmush O. (2016) Determinants of Research Productivity: An Individual-level Lens. Forsajt [Foresight]. Vol. 10. No. 2: 44–56. (In Russ.)

4. Gavrilova E.V., Ushakov D.V., Yurevich A.V. (2015). Translation of Scientific Experience and Tacit Knowledge. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 9: 28–35. (In Russ.)

5. Hemmings B., Kay R. (2010) University Lecturer Publication Output: Qualifications, Time and Confidence Count. Journal of Higher Education Policy and Management. Vol. 32. No. 2: 185–197. DOI: 10.1080/13600800903575520.

6. Parker J. (2008) Comparing Research and Teaching in University Promotion Criteria. Higher Education Quarterly. Vol. 62. No. 3: 237–251. DOI:10.1111/j.1468-2273.2008.00393.x.

7. Rice R.E., Sorcinelli M.D., Austin A.E. (2000) Heeding New Voices: Academic Careers for a New Generation. Inquiry. No. 7. New Pathways. Washington, DC: American Association for Higher Education.

8. Smith J. (2010) Forging Identities; the Experiences of Probationary Lecturers in the UK. Studies in Higher Education. Vol. 35. No. 5: 577–591. DOI: 10.1080/03075070903216650.

9. Sokolov M. (2009) Academic Tourism: One Form of Secondary Adaptation to the International Science Institutions. Neprikosnovennij zapas: debaty o politike i kulture [The Untapped Reserve: the Debate about Politics and Culture]. Vol. 67. No. 5: 223–236. (In Russ.)

10. Sokolov M., Guba K., Zimenkova T., Safonova M., Chuykina S. (2015) How to Become Professor: Academic Careers, Markets and Power in Five Countries. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.)

11. Solem M. N., Foote K. E. (2004) Concerns, Attitudes, and Abilities of Early Career Geography Faculty. Annals of the Association of American Geographers. Vol. 94. No. 4: 889–912. DOI: 10.1111/j.1467-8306.2004.00440.x.

Система Orphus

Loading...
Up