Из России в Великобританию: о механизмах миграции молодых ученых в области компьютерных наук

 
Код статьиS013216250004015-9-1
DOI10.31857/S013216250004015-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Университет Амстердама
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Институт права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы108-118
Аннотация

В последние годы отмечается распространение эмиграционных настроений среди студентов, аспирантов и выпускников вузов, а также интенсификация перемещения молодых специалистов и ученых из России. Многое известно о причинах, намерениях и мотивах миграции молодых специалистов за рубеж, но процесс миграции, каналы и ресурсы, благодаря которым она реализуется, недостаточно изучены. Как намерение переехать преобразуется в миграцию? Как молодые ученые узнают о возможностях обучения и работы за границей? На какие контакты и структуры они опираются при переезде? Авторы отвечают на эти вопросы на основе анализа интервью с молодыми учеными в области компьютерных наук, которые переехали из Россию в Великобританию с 1998 по 2015 гг. Разрабатывая понятие механизма миграции как связующего звена между страной исхода и назначения, понижающего барьеры для переезда, авторы показывают, что основной движущей силой миграции молодых ученых становятся связи с русскоязычными учеными в Великобритании.

Ключевые словаакадемическая миграция, механизм миграции, каналы и ресурсы миграции
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-311-50037 «мол_нр». Стажировки в Великобритании (2015, 2018) состоялись благодаря финансовой поддержке Центра изучения Германии и Европы и Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Получено20.03.2019
Дата публикации20.03.2019
Кол-во символов30590
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Введение

2 В последние годы вызывает беспокойство отток за рубеж молодых специалистов. Эксперты РАНХиГС заявили, что «в текущем десятилетии имел место реальный рост квалифицированной (интеллектуальной) эмиграции из России»1. В докладе Н.К. Долгушкина на общем собрании РАН сообщалось, что с 2013 по 2016 г. число выехавших за рубеж специалистов увеличилось в два раза и в 2016 г. составило 44 тыс. человек2. Нарастание утечки мозгов из России фиксируется с 2008 г. [Леденева, 2014: 111], при этом наблюдается тенденция ее омоложения [Дежина, 2014] и повышения «образовательного уровня» [Воробьева, Гребенюк 2016: 46]. Число аспирантов и молодых ученых, уезжающих за границу, начало расти с 1994 г. [Дежина, 2014]. Численность российских студентов за рубежом в 2011–2012 гг. составила 70 000 [Bokareva, 2014]. 1. Эксперты РАНХиГС рассказали об усилившейся утечке мозгов из России // РБК. 23.01.2018. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2018).

2. В РАН заявили о возросшей в два раза за три года «утечке мозгов» // РБК. 29.03.2018. URL:
3 Эти процессы развиваются на фоне распространения эмиграционных настроений среди российской молодежи. Каждый третий молодой человек в возрасте 18–24 лет (31%) хотел бы уехать из страны3. В данной возрастной группе также наиболее высока доля тех, кто рассматривает возможности для переезда (13%) или иногда задумывается об этом (35%)4. Более трети молодых людей от 18 до 30 лет (34,9%) готовы покинуть страну ради хорошей работы за границей [Клячко и др., 2018: 15]. Специалисты в области информационных технологий и наиболее образованные молодые люди отличаются большей готовностью к переезду [там же: 16–21]. Каждый второй аспирант (50%) готов покинуть Россию ради хорошей работы за рубежом, а среди студентов бакалавриата и магистратуры эта доля составляет 43,1% [там же: 22]. Это превосходит показатели начала 2000-х гг., когда только 17% аспирантов и 25% молодых преподавателей и исследователей в России интересовались выездом за границу для развития карьеры [Дежина, 2003]. 3. ВЦИОМ: Эмиграционные настроения россиян–2018 // ВЦИОМ. 02.07.2018. URL: >>>>

4. Левада-центр: Эмиграционные настроения россиян. 16.06.2017. URL: >>>>
4 Великобритания входит в тройку предпочитаемых стран для эмиграции [Дежина, 2003; Леденева, Некипелова, 2003], она стала самой популярной страной на программе «Глобальное образование»5 и занимает второе после Германии место по количеству обучающихся за рубежом российских студентов [Chankseliani, Hessel, 2016]. С 1995 г. поток студентов в Великобританию увеличился в 7 раз и в 2013-2014 гг. составил более 3500 человек [Ibid: 12, 17]. Однако барьеры при въезде в Великобританию выше, чем в другие страны Европы из-за высокой стоимости обучения6 и ограниченного набора высококонкурентных стипендий7. 5. Программа «Глобальное образование». 2014–2017. URL: >>>>

6. URL: >>>>

7. URL: https: >>>> (дата обращения: 04.07.2018).
5 Проблема миграции молодых специалистов и ученых за границу серьезная, как следует из сказанного выше, однако остается неясным, каким образом осуществляется их переезд и что обеспечивает его реализацию. Знание «механики» этого процесса необходимо при разработке мер государственной политики, которые позволили бы снизить отток молодых квалифицированных кадров из страны. Отечественные программы поддержки молодых ученых учитывают причины потенциальной миграции и нацелены на преодоление структурных условий, вызывающих «утечку мозгов». Для повышения их эффективности необходимо представлять себе, как намерения молодых ученых преобразуются в акты миграции, благодаря каким организациям, программам и контактам они осуществляются. В данной статье авторы стремятся восполнить этот пробел. Ставится задача: определить, каким образом молодые люди узнают о возможностях обучения и работы за рубежом, какие контакты, институты и ресурсы помогают им организовать и осуществить переезд. Эмпирическую базу исследования составили интервью с молодыми учеными в области компьютерных наук, которые переехали из России в Великобританию в 1998–2015 гг. Теоретическими основаниями выступают теория миграционных сетей и институциональная теория миграции, объединенные в понятии механизма миграции.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2425

Оценка читателей: голосов 0

1. Антощук И.А. Анализ механизма миграции русскоязычных ученых в области компьютерных наук в Великобританию // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 140–155.

2. Арефьев А.Л. Зарубежные стажировки: социологический анализ // Высшее образование в России. 2004. №. 2. С.144–158

3. Воробьева О.Д., Гребенюк А.А. Эмиграция из России в конце ХХ – начале XXI века: аналитический доклад. М.: Комитет гражданских инициатив, 2016.

4. Дежина И.Г. Молодежь в науке // Социологический журнал. 2003. №. 1. С. 71–87.

5. Дежина И.Г. «Утечка мозгов» из России: как обстоят дела на самом деле? // Россия 2014. Ежегодный доклад Франко-российского аналитического центра Обсерво. М.: ООО «Новый век медиа», 2014. С. 220–223.

6. Леденева В.Ю. Интеллектуальная миграция: мировые и российские тенденции // Высшее образование в России. 2014. №. 2. С.106–113.

7. Леденева Л.И., Некипелова Е.Ф. Эмиграционные намерения элитарной научной молодежи // Население и общество. М.: Центр демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН, 2003. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0115/tema05.php (дата обращения: 04.07.2018)

8. Клячко Т., Авраамова Е., Логинов Д., Полушкина Е., Семенова Е. Трудоустройство молодежи. Готова ли молодежь менять место проживания ради хорошей работы? М.: РАНХиГС, 2018 URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-04/04-04-2018-1-monitoring.pdf (дата обращения 05.07.2018)

9. Ackers L. Moving People and Knowledge: Scientific Mobility in the European Union // International Migration. 2005. Vol. 43. No. 5. P. 99–131.

10. Bokareva M. Social Causes of Russian Students’ Motivation to Study Abroad // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 127. P. 124–128.

11. Chankseliani M., Hessel G. International Student Mobility from Russia, Eastern Europe, Caucasus, and Central Asia to the UK: Trends, Institutional Rationales and Strategies for Student Recruitment. Oxford: The Centre for Comparative and International Education University of Oxford, 2016.

12. Fawcett J.T. Networks, Linkages, and Migration Systems // International Migration Review. 1989. V. 23. No. 3. P. 671–680.

13. Gurak D.T., Caces F. Migration Networks and the Shaping of Migration Systems // International Migration Systems: A Global Approach / Ed. by M.M. Kritz et al. Oxford: Oxford University Press, 1992. P. 150–176.

14. Hedström P., Swedberg R., Hernes G. (eds) Social Mechanisms: An Analytical Approach to Social Theory. Cambridge University Press, 1998.

15. Massey D.S., Arango J., Hugo G., Kouaouci A., Pellegrino A., Taylor J.E. Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and Development Review. 1993. Vol. 19. No. 3. P. 431–466.

16. Meyer J.B. Network Approach versus Brain Drain: Lessons from the Diaspora // International Migration. 2001. Vol. 39. Iss. 5. P. 91–110.

17. Mohrman K., Ma W., Baker D. The Research University in Transition: The Emerging Global Model // Higher Education Policy. 2008. Vol. 21. Iss. 1. P. 5–27.

18. Vertovec S. Transnational Networks and Skilled Labor Migration. University of Oxford: Transnational Communities Program, 2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх