From Russia to the UK. On Migration Mechanism of Young Russian Computer Scientists

 
PIIS013216250004015-9-1
DOI10.31857/S013216250004015-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Saint-Petersburg State University
University of Amsterdam
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Affiliation: Institute of law and national security of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 2
Pages108-118
Abstract

Internationalization of science and higher education are accompanied by increasing transnational mobility of early career scholars. Young scientists from Russia become more and more involved in this process, with United Kingdom being one of the major destination countries. Though this trend is discussed as an acute national problem, investigations focus mainly on structural conditions causing migration and influent individual motivation to move abroad, while much less is known about the migration process itself. How is the intention to move transformed into an act of migration? What migratory institutions, networks and resources are involved in the process of migration making it possible? The paper is aimed at answering these questions and explaining how transnational mobility of young Russian scientists is realized, especially taking into account high entry barriers to the United Kingdom. Using migration network theory and institutional theory of migration authors develop the concept of migration mechanism functioning as a intermediary social structure connecting host and home country. Based on semi-structucred interviews with young Russian computer scientists who moved to the UK in 1998-2015, authors demonstrate that organizational ties with Russian-speaking scholars in the destination country, providing access to vital resources, represent a major driving force behind this process, while the role of institutions is secondary.

Keywordsacademic migration, migration mechanism, channels and resources of migration
AcknowledgmentThe Research was supported by Russian Foundation for Basic Research via grant № 17-311-50037. Internships in the UK were supported by Centre for German and European Studies and European University at Saint Petersburg.
Received20.03.2019
Publication date20.03.2019
Number of characters30590
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Введение

2 В последние годы вызывает беспокойство отток за рубеж молодых специалистов. Эксперты РАНХиГС заявили, что «в текущем десятилетии имел место реальный рост квалифицированной (интеллектуальной) эмиграции из России»1. В докладе Н.К. Долгушкина на общем собрании РАН сообщалось, что с 2013 по 2016 г. число выехавших за рубеж специалистов увеличилось в два раза и в 2016 г. составило 44 тыс. человек2. Нарастание утечки мозгов из России фиксируется с 2008 г. [Леденева, 2014: 111], при этом наблюдается тенденция ее омоложения [Дежина, 2014] и повышения «образовательного уровня» [Воробьева, Гребенюк 2016: 46]. Число аспирантов и молодых ученых, уезжающих за границу, начало расти с 1994 г. [Дежина, 2014]. Численность российских студентов за рубежом в 2011–2012 гг. составила 70 000 [Bokareva, 2014]. 1. Эксперты РАНХиГС рассказали об усилившейся утечке мозгов из России // РБК. 23.01.2018. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2018).

2. В РАН заявили о возросшей в два раза за три года «утечке мозгов» // РБК. 29.03.2018. URL:
3 Эти процессы развиваются на фоне распространения эмиграционных настроений среди российской молодежи. Каждый третий молодой человек в возрасте 18–24 лет (31%) хотел бы уехать из страны3. В данной возрастной группе также наиболее высока доля тех, кто рассматривает возможности для переезда (13%) или иногда задумывается об этом (35%)4. Более трети молодых людей от 18 до 30 лет (34,9%) готовы покинуть страну ради хорошей работы за границей [Клячко и др., 2018: 15]. Специалисты в области информационных технологий и наиболее образованные молодые люди отличаются большей готовностью к переезду [там же: 16–21]. Каждый второй аспирант (50%) готов покинуть Россию ради хорошей работы за рубежом, а среди студентов бакалавриата и магистратуры эта доля составляет 43,1% [там же: 22]. Это превосходит показатели начала 2000-х гг., когда только 17% аспирантов и 25% молодых преподавателей и исследователей в России интересовались выездом за границу для развития карьеры [Дежина, 2003]. 3. ВЦИОМ: Эмиграционные настроения россиян–2018 // ВЦИОМ. 02.07.2018. URL: >>>>

4. Левада-центр: Эмиграционные настроения россиян. 16.06.2017. URL: >>>>
4 Великобритания входит в тройку предпочитаемых стран для эмиграции [Дежина, 2003; Леденева, Некипелова, 2003], она стала самой популярной страной на программе «Глобальное образование»5 и занимает второе после Германии место по количеству обучающихся за рубежом российских студентов [Chankseliani, Hessel, 2016]. С 1995 г. поток студентов в Великобританию увеличился в 7 раз и в 2013-2014 гг. составил более 3500 человек [Ibid: 12, 17]. Однако барьеры при въезде в Великобританию выше, чем в другие страны Европы из-за высокой стоимости обучения6 и ограниченного набора высококонкурентных стипендий7. 5. Программа «Глобальное образование». 2014–2017. URL: >>>>

6. URL: >>>>

7. URL: https: >>>> (дата обращения: 04.07.2018).
5 Проблема миграции молодых специалистов и ученых за границу серьезная, как следует из сказанного выше, однако остается неясным, каким образом осуществляется их переезд и что обеспечивает его реализацию. Знание «механики» этого процесса необходимо при разработке мер государственной политики, которые позволили бы снизить отток молодых квалифицированных кадров из страны. Отечественные программы поддержки молодых ученых учитывают причины потенциальной миграции и нацелены на преодоление структурных условий, вызывающих «утечку мозгов». Для повышения их эффективности необходимо представлять себе, как намерения молодых ученых преобразуются в акты миграции, благодаря каким организациям, программам и контактам они осуществляются. В данной статье авторы стремятся восполнить этот пробел. Ставится задача: определить, каким образом молодые люди узнают о возможностях обучения и работы за рубежом, какие контакты, институты и ресурсы помогают им организовать и осуществить переезд. Эмпирическую базу исследования составили интервью с молодыми учеными в области компьютерных наук, которые переехали из России в Великобританию в 1998–2015 гг. Теоретическими основаниями выступают теория миграционных сетей и институциональная теория миграции, объединенные в понятии механизма миграции.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 2395

Readers community rating: votes 0

1. Ackers L. (2005) Moving People and Knowledge: Scientific Mobility in the European Union. International Migration. Vol. 43. No. 5: 99–131.

2. Antoschyuk I. A. (2017) Russian Computer Scientists in the UK: Analysis of the Migration Mechanism. Monitoring obschestvennogo mneniya: Economicheskiye i sotsialniye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 1: 140–155. (In Russ.).

3. Arefiev A. (2004) Internships Abroad: Sociological Analysis. Vysshee obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2: 144–158. (In Russ.).

4. Chankseliani M., Hessel G. (2016) International Student Mobility from Russia, Eastern Europe, Caucasus, and Central Asia to the UK: Trends, Institutional Rationales and Strategies for Student Recruitment. Oxford: The Centre for Comparative and International Education University of Oxford.

5. Dezhina I.G. (2003) Youth in Science. Sotsiologicheskij zhurnal [Sociological Journal]. No. 1: 71–87. (In Russ.).

6. Dezhina I.G. (2014) “Brain Drain from Russia”: What Is Actual Situation? In: Russia 2014. Annual Report of French-Russian Analytical Centre Observo. Moscow: OOO “Novyj vek media”: 220–223. (In Russ.)

7. Fawcett J.T. (1989) Networks, Linkages, and Migration Systems. International Migration Review. Vol. 23. No. 3: 671–680.

8. Gurak D.T., Caces F. (1992) Migration Networks and the Shaping of Migration Systems. In: Kritz M.M. et al. (eds) International Migration Systems: A Global Approach. Oxford: Oxford University Press: 150–176.

9. Hedström P., Swedberg R., Hernes G. (eds) (1998) Social Mechanisms: An Analytical Approach to Social Theory. Cambridge University Press.

10. Klyachko T., Avraamova E.M., Loginov D., Polushkina E., Semionova E. (2018) Youth Employment. What Influences the Youth Labor Mobility? URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-04/04-04-2018-1-monitoring.pdf (accessed 05.07.2018). (In Russ.)

11. Ledeneva V.Y. (2014) Intellectual Migration: World and Russian Trends. Vysshee obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2: 106–113 (In Russ.).

12. Ledeneva L., Nekipelova E. (2003) Migration Intentions of Elite Academic Youth. In: Population and Society. Moscow: Tsentr demografii i ekologii cheloveka Instituta narodokhozyajstvennogo prognozirovaniya RAN. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0115/tema05.php (accessed 04.07.2018). (In Russ.)

13. Massey D.S., Arango J., Hugo G., Kouaouci A., Pellegrino A., Taylor J.E. (1993) Theories of International Migration: A Review and Appraisal. Population and Development Review. Vol. 19. No. 3: 431–466.

14. Meyer J.B. (2001). Network Approach versus Brain Drain: Lessons from the Diaspora. International Migration. Vol. 39. Iss. 5: 91–110.

15. Mohrman K., Ma W., Baker D. (2008) The Research University in Transition: The Emerging Global Model. Higher Education Policy. Vol. 21. Iss. 1: 5–27.

16. Vertovec S. (2002) Transnational Networks and Skilled Labor Migration. University of Oxford: Transnational Communities Program.

17. Vorobyova O.D., Grebenyuk А.А. (2016) Emigration from Russia at the End of XX – Beginning of XXI Century. Moscow: Civic Initiatives Committee. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up