Сопровождение замещающей семьи или как снизить риск вторичных отказов

 
Код статьиS013216250003750-8-1
DOI10.31857/S013216250003750-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы85-95
Аннотация

В статье анализируются потребности замещающих семей в социальной поддержке. Раскрываются правовые, организационные, информационные, кадровые, профессионально-культурные барьеры для получения квалифицированной помощи. Сформулированы основные принципы сопровождения семей: качественная оценка кандидатов в приемные родители, обязательность в сочетании с договорной основой сопровождения, мониторинг изменений, фокус на родителях, детях, детско-родительских отношениях, комплексный, междисциплинарный и межведомственный подходы, преемственность сопровождения на всех этапах приемного родительства, дифференциация и индивидуализация работы с семьей, сетевой подход и принцип развития цифровой среды. Сделан вывод о том, что внедрение сопровождения замещающих семей будет способствовать профилактике вторичных отказов.

Ключевые словазамещающая семья, приемное родительство, дети, оставшиеся без попечения родителей, вторичный отказ от ребенка, сопровождение замещающей семьи
Источник финансированияИсследование проведено при поддержке АНО «Родительский центр ”Подсолнух“».
Получено15.03.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов35899
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, становится все более распространенной российской практикой. За последние пять лет (с 2012 по 2017 г.) доля детей, переданных на воспитание в семьи, возросла с 76 до 87%. Вместе с тем ежегодно отменяется 1% решений о передаче ребенка в семью. В 2016 г. отменено 5227 решений (2015 г. – 5713; 2014 г. – 5198), при этом в 80% случаев – по инициативе самих замещающих родителей1. В Санкт-Петербурге в 2016 г. было отменено 66 решений (в 2015 г. – 57, в 2014 г. – 93), в отношении 52 детей – по инициативе родителей, из них 28 прошли подготовку в школе приемных родителей (в 2015 г. – 50/20 чел., в 2014 г. – 84/26 чел.)2. 1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федеции (2016) >>>> (дата обращения: 25.01.2018).

2. Аналитические материалы о положении детей и семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге
2 Выявление неблагоприятных факторов, проявляющихся на различных этапах создания и функционирования замещающей семьи, разработка мер по оптимизации и профилактике вторичных отказов остается актуальной задачей для профессионального сообщества. Важный вклад в повышение эффективности семейного устройства вносят школы приемных родителей. Но как бы хорошо ни было организовано обучение, оно не может предусмотреть всех сложностей и гарантировать, что новая семья станет местом успешной реабилитации ребенка. Нерешенность на государственном уровне правовых и организационных вопросов приводит к тому, что требования к родителям ограничены формальными критериями и практически любая, в т.ч. лишь внешне благополучная, семья может взять ребенка. Обязательное сопровождение семьи с его функциями своевременной помощи отсутствует, а контроль со стороны органов опеки не решает проблем дефицита воспитательных ресурсов у замещающих семей (особенно это касается родственной опеки, по которой ежегодно фиксируется наибольшая доля отказов).
3 Отказ приемной семьи от ребенка по причине отсутствия взаимопонимания с ним предусмотрен ст.153 Семейного кодекса, при этом родители освобождены от какой-либо ответственности за свое решение [Левушкин, Данилова, 2014]. Негативные последствия вторичного отказа для ребенка столь серьезны, что эти случаи необходимо рассматривать как экстраординарные. Почему они возникают, как предотвратить ошибки при принятии решений родителями и органами опеки об устройстве ребенка в семью, с какими трудностями сталкиваются родители и дети в семейной жизни и при взаимодействии с окружением, какая помощь им требуется – эти и другие вопросы рассматриваются в исследованиях [Красницкая, 2010; Носкова и др., 2016; Ослон, 2015; Поставнев, 2015; Шульга, Семья, 2015 и др.].
4 В зарубежных публикациях также представлены данные, подтверждающие наличие широкого спектра проблем в замещающих семьях. Нередки трудности адаптации ребенка к школе, а помощь со стороны социальных работников не всегда удовлетворительна [Lanigan at al., 2017]. Решение семьи продолжить или отказаться от воспитания приемного ребенка во многом зависит от уровня социальной поддержки. Среди внешних причин отказа – снижение уровня возмещения расходов, а также доступности качественных социальных услуг для приемных детей и семей [Geiger at al., 2013].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2224

Оценка читателей: голосов 0

1. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Потенциал успешного родительства в приемных семьях // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 111–121. DOI: 10.7868/S0132162517110125.

2. Гурко Т.А., Белобородова О.А. Становление института приемной семьи в регионах // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 135–138.

3. Ивашкина Ю.Ю. Структура и субъекты социального обслуживания семей с детьми // Проблемы развития территории. 2016. № 3 С. 100–118.

4. Колокольникова З.У. Проблемы социализации социальных сирот в приемных семьях Сибирского региона // Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 19–22.

5. Красницкая Г.С. Адаптация ребенка в новой семье // Социальная педагогика в России. 2010. № 4. С. 59–64.

6. Левушкин А.Н., Данилова И.С. «Вторичное сиротство» и меры реагирования органов государственной власти на отказ приемных родителей от ребенка // Власть. 2014. № 8. С. 159–163.

7. Носкова А.В., Титова М.А., Васильев А.А., Кишкин М.И. Дети вне семьи: фостерные практики в России // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 54–64.

8. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2015. Том 7. № 2. С. 1–13.

9. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Психологическая готовность кандидатов в приемные родители. М.: Экон-Информ, 2015.

10. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: метод. реком. М.: ИИУ МГОУ, 2015.

11. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.

12. Hong J.S., Algood C.L., Chiu Yu-L. An Ecological Understanding of Kinship Foster Care in the United States // Journal of Child and Family Studies. 2011. Vol. 20 (6). P. 863–872. Doi:10.1007/s10826-011-9454-3

13. Lanigan J.D., Burleson E. Foster Parent's Perspectives Regarding the Transititon of a New Placement into Their Home: an Explonary Study // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26(3). P. 905–915. Doi:10.1007/s10826-016-0597-0

14. Schweiger W.K., O’Brien M. Special Needs Adoption: An Ecological Systems Approach // Family Relations. 2005. Vol. 54. P. 512–522

Система Orphus

Загрузка...
Вверх