Communicative Barriers in Practices of Providing Public Services to Citizens

 
PIIS013216250003749-6-1
DOI10.31857/S013216250003749-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 1
Pages75-84
Abstract

The article discusses communicative barriers that arise in practices of public services providing. The ressearch conducted by the authors is based on socio-communicative approach which allowed identifying institutional and non-institutional barriers between suppliers (officials) and recipients (citizens) of public services. Institutional barriers deal with difficulties in understanding normative documents as well as with ineffective organization of public services. Non-institutional barriers relate to psycho-emotional features of interpersonal communication between officials and citizens. The authors found that there were differences in some aspects of problematic communication depending on age, gender, income level and education of respondents. Also based on the results of survey they defined the measures to overcome the barriers to optimize public services providing. These measures include online communication development and additional communication training of officials.

Keywordspublic service, socio-communication approach, communication barriers, lingvosemantic barriers, organizational barriers, psycho-emotional barriers, practices of public service providing
Received15.03.2019
Publication date15.03.2019
Number of characters29422
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Введение.

2 Отношения между государством как социальным институтом и гражданами этого государства выступали предметом правового, социально-философского и социологического осмысления от классической античности до наших дней. Исследовательский фокус менялся в зависимости от исторического, политико-идеологического и культурного контекста. Если в XIX–ХХ вв. государство преимущественно рассматривалось как институт, выполняющий политические функции, осуществляющий регулирование политических, экономических, социальных отношений и проявляющий одновременно заботу о гражданах, то на рубеже XX–XXI вв. произошло изменение подхода к анализу роли государства и его учреждений. Государству и его посредникам стали предписывать новую функцию – оказание услуг. Рассмотрение этой функции вносит коррективы в модель взаимодействия государства (и его посредников) с гражданами: граждане выступают как клиенты, а государство в лице его госучреждений – как поставщик услуг. Новая модель взаимодействия приводит к необходимости осмысления понятия «государственная услуга» и связанных с ним проблем.
3 Российские исследователи начали использовать термин «государственная услуга» недавно в связи c проведением в 2000-х гг. административной реформы1. В 2010 г. был принят федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (№ 210-ФЗ от 27.07.2010), в котором государственная услуга рассматривается как регулируемая в законодательном порядке деятельность федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которые осуществляются по запросам заявителей2. 1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» впервые установлены функции государственных органов по оказанию государственных услуг

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210–ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Гл. 1, ст. 2.
4 Исследователи отмечают, что в научной литературе нет четкого определения понятия «государственная услуга» [Лич, 2013; Костина, 2014; Кулдыбаева, 2013]. При анализе государственной услуги социологи исходят из того, что есть субъект, оказывающий услугу (государственные и муниципальные органы и организации), и есть потребности в ней – информационные, функциональные и эмоциональные [Неделько, Мурзина, Егоров, 2008: 5–6]. В связи с этим оценка эффективности государственного обслуживания связывается с уровнем удовлетворенности граждан госуслугами (см.: [Jilke et al., 2015; Shingler et al., 2008; Решетникова, 2016; Южаков и др., 2014]). Проблемы, возникающие при взаимодействии государства и граждан, в том числе при оказании госуслуг, рассматриваются в работах российских социологов [Антонова, 2016; Бойков, 2003; Долгаева, Крылова, 2015; Зинченко, 2016; Климова, Климов, 2015; Фролова, 2016 и др.].
5 На наш взгляд, социологический анализ взаимодействия государства и граждан в процессе оказания услуг будет более глубоким, если использовать эвристический потенциал социологии коммуникаций. Прежде всего, это обусловлено тем, что понятие «коммуникация» является структурообразующим для изучения такого взаимодействия. Социология коммуникаций позволяет выработать концептуальную рамку для исследования соотношения институциональных и неинституциональных факторов взаимодействия государства и граждан. С одной стороны, речь идет о детерминации социальными институтами коммуникативных образцов взаимодействия, с другой – о субъективных аспектах взаимодействия в практиках оказания государственных услуг.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 2016

Readers community rating: votes 0

1. Antonova V.K. (2016) Features of Professionalization of Civil Ser vants in the Context of Modern Russian Reforms. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No. 2: 76 – 82. (In Russ.)

2. Bovee C.L., Thill J.V. (2005) Business Communication Today. 8th Edition. New Jersey: Prentice-Hall International Inc.

3. Boykov V.E. (2003) Public Ser vice. A View from Within and Outside (Sociological Analysis). Sociologia vlasti [Sociology of Power]. No. 1: 85 –90. (In Russ.)

4. Chamkin A.S. (2010) System-sociological View on Communication Activit y: the Structure of the Process and Barriers. Systemnaya psihologia i sociologia. Nauchno-practichesyi zurnal [Systemic Psychology and Sociology. Scientific and Practical Journal]. No. 1. URL: http://systempsychology.ru/journal/n_1_2010/9 (accessed 23.06.17). (In Russ.)

5. Dolgaev E.I., Kr ylova V.V. (2015) Population’s Claims to Power: What Remains beyond the Scope of Quantitative Measurements. Sociologia vlasti [Sociology of Power]. No. 7: 58 – 64. (In Russ.)

6. Frolova E.V. (2016) Interaction bet ween the Population and Local Authorities: Problems and New Opportunities. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 4: 59 – 64. (In Russ.)

7. Jilke S., Meuleman B., Van de Walle S. (2015) We Need to Compare, but How? Measurement Equivalence in Comparative Public Administration. Public Administration Review. Vol. 75. Iss. 1: 36 – 48. DOI: 10.1111/puar.12318.

8. Locker K.O. (2006) Business and Administrative Communication. 7th Edition. New York: Irwin/McGraw-Hill.

9. Lunenburg F.C. (2010) Communication: The Process, Barriers, and Improving Effectiveness. SCHOOLING. Vol. 1. No. 1: 1–11.

10. Klimova S.G., Klimov I.A. (2015) Interaction of Citizens with Authorit y: Competent Participation and the Problem of Intermediaries. Sociologia vlasti [Sociology of Power]. No. 4: 51–57. (In Russ.)

11. Kobozeva I.M. (2000) Linguistic Semantics. Moscow: URSS Editorial. (In Russ.)

12. Kostina S.N. (2014) Problems of Monitoring the Quality of Public Ser vices. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29996/1/apsmkoy_2014_04_75.pdf (accessed: 17.04.2017). (In Russ.)

13. Kronhaus M.A. (2005) Semantics: Textbook. Moscow: Publishing Center “Academy”. (In Russ.)

14. Kuldybaeva I.U. (2013) On the Essence of Public Ser vices. Vestnik Juzno-Uralskogo GU. Seria «Pravo» [Vestnik of South Ural State Universit y. Issue of Law]. Vol. 13. No. 2: 103–104. (In Russ.)

15. Leach V.V. (2013) Administrative Regulations for Providing Public Ser vices in the System of Legal Acts. Economica, statistika i informatika [Economics, Statistics and Informatics]. No. 6: 56–59. (In Russ.)

16. Nedelko S.I., Murzina I.A., Egorov S.N. (2008) The Concept of Public Service as a Category of Public Administration. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedeniy. Povolzskiy region. Obchestvenniye nauki [Izvestia of High Educational Institutions. The Volga Region. Social Sciences. Sociology]. No. 3: 3–11. (In Russ.)

17. Park E., Song M. (2005) Communication Barriers Perceived by Older Patients and Nurses. International Journal of Nursing Studies. Vol. 42 (2). Feb 1: 159–166. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2004.06.006.

18. Reshetnikova D.S. (2016) Factors of Public Assessment of Civil Ser vants’ Per formance in Providing Civil Ser vices. Voprocy gosudarstvennogo i municipalnogo upravleniya [Public Administration Issues]. No. 2: 131–164. (In Russ.)

19. Shingler J., Van Loon M.E., Alter T.R., Bridger J.C. (2008) The Importance of Subjective Data for Public Agency Per formance Evaluation. Public Administration Review. Vol. 68. Iss. 6, P. 1101–1111. DOI: 10.1111/j.1540-6210.2008.00958.x.

20. Zinchenko G.P. (2016) Public Ser vice in the Field of Sociology. Sociologia vlasti [Sociology of Power]. No. 2: 70 –75. (In Russ.)

21. Yuzhakov V.N., Boykov V.E., Pokida A.N., Zybunovskaya N.V., Dobrolyubova E.I. (2014) Public Ser vices:т the Nature and Qualit y of the Provision. Vlast′ [Power]. No. 6: 128 –136. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up