Советская “оборонная литература” начала 1930-х годов и (анти)колониализм: литературное оформление новой идеологии

 
Код статьиS241377150016294-6-1
DOI10.31857/S241377150016294-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Научно-издательский центр “Ладомир”
Адрес: Россия, 123365, г. Москва,Зеленоград, ул. Заводская, д. 4
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 80 Номер 4
Страницы34-42
Аннотация

Статья посвящена проблеме советской пропаганды в литературе, а именно комбинации антиколониального и оборонного аспектов. Литературное объединение Красной армии и Флота было основной организаций, включавшей оборонную тему в советский литературный дискурс. Объединение издавало журнал “ЛОКАФ”, перед которым ставилась задача превратить всю литературу в “оборонную”. Это определение было изобретено самими членами объединения. Советская пропаганда в период между двумя мировыми войнами была направлена в том числе на убеждение читателя в том, что новая война неизбежна из-за “империалистических&8j1; амбиций иностранных правительств. Этот аспект также реализовывался в сочетании оборонной и колониальной тем. Это сочетание порождало особые литературные паттерны. Писатели разрабатывали специфические стратегии, чтобы соответствовать избранной пропагандистской линии. Они сочетали свою привычную тематику (например, Центральная Азия или морская тема) с антиколониальным пафосом разными способами. Литературная критика также интегрировала колониальную тему в оборонную литературу, чтобы продемонстрировать, что колониализм – тоже проблема обороны. Читатель должен был понять, что политика СССР по существу антиколониальная, а оборонная литература – таким образом легитимировать внешнюю и внутреннюю политику СССР.

Ключевые словасоветская литература, оборонная литература, пропаганда в литературе, колониализм, история советского журнала, советские литературные организации 1930-х годов
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00549 А.
Получено22.09.2021
Дата публикации22.09.2021
Кол-во символов27179
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В период между двумя мировыми войнами советская пропаганда особое внимание уделяла теме обороны страны. Литературное объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ), созданное в 1930 г., стало проводником этой темы в работе с писателями. Привлекая как опытных, так и начинающих авторов, объединение способствовало появлению целой литературы, получившей название “оборонной”. Так называли свои произведения сами литераторы – члены объединения. Понятие “оборонная литература” охватывало не только тексты этих авторов, декларировалась установка на то, что вся советская литература в той или иной степени должна быть оборонной [1, с 159–161]; [2, с. 231–233]. Центральным печатным органом объединения стал московский журнал “ЛОКАФ”1. В журнале публиковались художественные тексты, рецензии и публицистика, связанные с оборонной тематикой. Постепенно формировалось представление о том, какой должна быть оборонная литература, какие тексты считать образцовыми, какие подлежат критике. После постановления “О перестройке литературно-художественных организаций” объединение было преобразовано в Комиссию оборонной художественной литературы Союза советских писателей, фактически сохранив свои позиции в литературном поле [2, с. 230]. Все эти факторы привели к формированию своеобразного канона оборонной литературы внутри соцреалистического. 1. С 1933 г. журнал стал выходить под названием “Знамя”, так как ЛОКАФ был распущен в октябре 1932 г. в связи с апрельским Постановлением “О перестройке литературно-художественных организаций” [3, с. 50]. В этой статье речь пойдет о периоде, совпадающем с существованием ЛОКАФ, за исключением более поздней рецензии, которая позволяет проследить, насколько опубликованная в 1931 г. пьеса Всеволода Иванова соответствовала запросу критики.
2 Тезис о всеохватности оборонной темы, растиражированный за счет мощных пропагандистских ресурсов объединения, пересекался и вступал во взаимодействие с другими аспектами отражения советской идеологии в литературе. Одна из смежных тем, которая активно обсуждалась в начале 1930-х гг. – деколонизация новых советских республик. Конечно, в связи с этой темой возникает вопрос о раннесоветских колониальных тенденциях (и о том, корректна ли такая терминология; см. [4, с. 35–45]; [5, с. 5–6]), однако нас интересует в первую очередь советское отрицание колониальности, декларация освобождения, которое новая власть принесла прежде угнетенным народам. С колониальной темой оказывается связана тема борьбы с империализмом, что возвращает нас к оборонной литературе, готовившей советского человека к будущей войне.
3 Действительно, в журнале “ЛОКАФ” особое внимание уделяется теме “колониального гнета”, причем она развивается по двум векторам: прославление советской политики в национальных республиках и разоблачение империалистических амбиций других стран, точнее той литературы, где они реализуются. В рамках этой модели такие писатели, как Всеволод Иванов с его интересом к культуре Востока, противопоставляются писателям вроде Редьярда Киплинга, у которого восточная тема толкуется советскими литераторами и публицистами как воспевание империализма. Сопряжение колониальной и оборонной темы было сознательной установкой редакции. Так, в тезисах одного из докладов на заседании редколлегии отдельным пунктом плана по критическому отделу упоминаются

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 288

Оценка читателей: голосов 0

1. Добренко Е. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении. München: Verlag Otto Sagner, 1993. 405 с.

2. Добренко Е. Оборонная литература и соцреализм: ЛОКАФ // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С 225–241.

3. Закружная З.С. Литературное объединение Красной армии и флота и Союз советских писателей: к вопросу об истоках соцреализма // Studia Literrarum. 2019. Т. 4. № 2. С. 44–61.

4. Абашин С.Н. Советский кишлак. Между колониализмом и модернизацией. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 720 с.

5. Hirsc, F. Empire of Nations. Ethnographic knowledge and making the Soviet Union. Ithaca: Cornell University Press, 2005. 392 p.

6. Новый батальон пролетарской литературы // ЛОКАФ. 1931. № 1. С. 135–138.

7. Закружная З.С. Принципы изображения героя Гражданской войны в литературно-критических выступлениях членов ЛОКАФ (по материалам архива ОР ИМЛИ РАН) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 171–184.

8. Роженцева Е.А. Опыт документирования туркменских поездок А.П. Платонова // Архив Андрея Платонова. Кн. 1. Москва: ИМЛИ РАН, 2009. C. 398–407.

9. Holt K. Collective Authorship and Platonov’s Socialistic Realism // Russian Literature. 2013. Vol. 73. P. 57–83.

10. Иванов В. Компромисс Наиб-Хана (Сцены пограничной жизни) // ЛОКАФ. 1931. № 2. С. 3–46.

11. Лин П. Stout // ЛОКАФ. 1931. № 8. С. 57–68.

12. Толстой В. Да-Джан // ЛОКАФ. 1931. № 5–6. С. 3–21.

13. Березов П. Всеволод Иванов — драматург // Знамя. 1933. № 12. С. 188–197.

14. Schimmelpennick van der Oye D. Russian Orientalism: Asia in the Russian Mind from Peter the Great to the Emigration. New Haven, CT: Yale University Press, 2010. 312 p.

15. Тарасенков А. Гидаш А. “Колонии кричат” // ЛОКАФ. 1932. № 5. С. 149–151.

16. Таш-Назаров О. Доклад о литературе Туркменской СССР // Первый Всесоюзный съезд советский писателей. Стенографический отчет. М.: Гослитиздат, 1934. С. 136–140.

17. Бурцева А.О. Познание “изнутри” и “снаружи”: литературная критика о туркменских альманахах 1930-х гг. // Текстология и историко-литературный процесс: Сб. статей. М.: Буки-Веди, 2020. С. 160–175.

18. Мингулина Н. Восстающие колонии // ЛОКАФ. 1932. № 10. С. 184–187.

19. Б. П. Преодоление “экзотикиˮ // ЛОКАФ. 1932. № 8–9. С. 217–219.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх