Конституционно-правовой статус особого административного района Гонконг как территориальной автономии в составе Китайской Народной Республики: актуальные траектории трансформации

 
Код статьиS102694520012492-2-1
DOI10.31857/S102694520012493-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Кубанского государственного университета
Аффилиация: Кубанский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Краснодар
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 8
Страницы120-137
Аннотация

В статье рассмотрен генезис становления и развития Гонконга в составе Китайской Народной Республики, проанализирован конституционно-правовой статус системы органов публичной власти данного района и правовое регулирование их взаимоотношений с властями центральной части КНР. Сделан вывод о том, что определяющими детерминантами квалификации Гонконга в качестве территориальной автономии являются аутентичная правовая система, финансово-экономический и международно-правовой статус. Подчеркивается, что модель конституционно-правового регулирования статуса Гонконга характеризуется «ползучим» раздвоением формального и фактического подходов к интерпретации сферы компетенции данного района, что привело к массовым протестным акциям (2019 - 2020 гг.), отчасти инспирируемым реакциями некоторых зарубежных акторов. Сформулированы выводы о конвергенции конституционно-правового режима территориальной автономии с принципами государственного единства и территориальной целостности.

Ключевые словаКНР, Гонконг, публичное право, территориальная автономия, публичная власть, национальная безопасность
Получено02.11.2020
Дата публикации14.09.2021
Кол-во символов66383
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современной мировой конституционно-правовой практике сформировано значительное количество территориальных автономий. В.Е. Чиркин указывал, что «существует более 200 автономных образований, выделяются до 40 их разновидностей»1. Среди них особое место занимает особый административный район Гонконг, обладающий уникальными конституционно-правовыми характеристиками, детерминированными комплексом аутентичных исторических, правовых и финансово-экономических факторов. 1. Чиркин В.Е. Территориальная организация публичной власти. М., 2017. С. 138, 141.
2 Гонконг был включен в состав КНР на основании межгосударственного соглашения2, соответствующих декретов председателя КНР и решений Всекитайского Собрания Народных Представителей (далее - ВСНП). 2. Официальное название - Совместная декларация Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительства Китайской Народной Республики по вопросу о Гонконге (см.: Joint Declaration of the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of the People's Republic of China on the Question of Hong Kong, 1984. URL: >>>> (дата обращения: 25.08.2020)).
3 19 декабря 1984 г. китайское и британское правительства подписали Совместную декларацию по Гонконгу, согласно которому правительство КНР продолжит осуществление суверенитета над Гонконгом с 1 июля 1997 г., реализуя, таким образом, стремление китайцев к воссоединению3. 3. См.: ibid.
4 В 1990 г. был принят Основной закон особого административного региона Гонконг Китайской Народной Республики4, в основу которого была положена вышеуказанная Совместная декларация5. 4. См.: The Basic Law of the Hong Kong Special Administrative Region of the People’s Republic of China, 1990. URL : >>>> (дата обращения: 24.08.2020).

5. При этом необходимо учитывать, что данные акты в полной мере не дублируют друг друга.
5 К.А. Кокарев отмечает, что «образование Сянганского (Гонконгского) особого административного района КНР представляло собой длительный процесс, насыщенный сложными переговорами, важными решениями и мерами в интересах обеспечения плавного перехода бывшей британской колонии под суверенитет КНР»6. 6. Кокарев К.А. Политический механизм особых автономий Китая. М., 2004. С. 5.
6 П.М. Иванов указывает, что «английской стороне пришлось считаться с тем, что КНР заявила о решимости объявить свой собственный план воссоединения, если двустороннее соглашение по Гонконгу не будет достигнуто. Толчок успешному развитию переговоров дало послание М. Тэтчер Чжао Цзыяну, в котором говорилось о готовности Великобритании отказаться от суверенитета в случае китайских гарантий сохранения в колонии статус-кво»7. 7. Иванов П.М. Гонконг: история и современность. М., 1990. С. 198.
7 В данном аспекте примечательно то, что население Гонконга не было привлечено к участию в обсуждении и утверждении положений Основного закона. Фактически данный акт был представлен Гонконгу в итоговом варианте без учета мнения (интересов) населения этого района. В определенной мере такой подход предопределяется действовавшей в период колониализма позицией британских властей к ограничению возможности реализации демократических прав населением данного района8. 8. В литературе указывается, что в состав комитета, который занимался разработкой проекта Основного закона Гонконга, 12 из 20 мест, зарезервированных для Гонконга, заняли крупные капиталисты, обладающие возможностью смоделировать институты под свои перспективные интересы (см.: Scartozzi C. Political reforms vs. Undemocratic Institutional Arrangements in Hong Kong // Seoul National University Journal of International Studies. 2017. Vol. 2. P. 5. URL: >>>> (дата обращения: 25.08.2020)). В свою очередь, согласно Белой книге «Практика реализации политики “Одна страна, две системы”» в Гонконге в составе рабочего комитета по разработке проекта Основного закона Гонконга 23 из 59 участников представляли различные группы гонконгского общества. Комитет также уполномочил представителей Гонконга на создание консультативного комитета из 180 членов для сбора и обобщения мнений населения района (см.: The Practice of the ‘One Country, Two Systems’ Policy in the Hong Kong Special Administrative Region. Information Office of the State Council the People’s Republic of China June 2014, Beijing. URL: http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2014/08/23/content_281474982986578.htm (дата обращения: 25.08.2020)). В другой работе отмечается, что Основной закон был разработан комитетом, состав которого был сформирован китайским правительством. При этом большинство членов комитета были с материковой части КНР и только некоторые члены из Гонконга (см.: Legal Issue relating Democratic Participation in Hong Kong. Scoping Report, 2014. P. 10. URL: >>>> (дата обращения: 25.08.2020)).
8 П.В. Трощинский подчеркивает, «что в период колониального господства Великобритании над Гонконгом речи о демократии не шло. Население Сянгана не допускалось к управлению государственными делами, все свободы жителей жестко ограничивались требованием соблюдать колониальное законодательство. Губернатор, члены Законодательного Совета назначались английской короной. Гонконгцы не участвовали в выборах. В отношении китайцев, проживавших в Гонконге, действовали многочисленные дискриминационные запреты»9. 9. Трощинский П.В. Современная правовая система Гонконга // Труды ИГП РАН. 2016. № 2. С. 197; см. также: Flaherty M. Hong Kong Fifteen Years after the Handover: One Country, Which Direction? // Columbia Journal of Transnational Law. 2013. Vol. 51. P. 277, 278.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 3

Оценка читателей: голосов 0

1. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. М. [и др.], 2006.

2. Гудошников Л.М. Гонконг (Сянган): справочник. М., 2004. С. 162, 174.

3. Иванов П.М. Гонконг: история и современность. М., 1990. С. 198.

4. Ирхин И.В. Конституционно-правовые статусы территориальных автономий в государствах современного мира (Европа, Азия, Америка): дис. … д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2019. С. 30, 254, 255.

5. Козенко Б. Великобритания хочет дать гражданство жителям Гонконга. 30 лет она делала все, чтобы этого не произошло. 6 июня 2020 г. BBC News. URL: https://www.bbc.com/russian/news-52939704

6. Кокарев К.А. Политический механизм особых автономий Китая. М., 2004. С. 5.

7. Михайлова М.Ю. Федеральное вмешательство в зарубежных странах. М., 2005.

8. Новакова О., Балгабаева Г. Конституционно-правовой статус Гонконга и Макао после присоединения к КНР // Азия и Африка сегодня. 2018. № 10. С. 27.

9. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.02 «Конституционное право; муниципальное право». М., 2010.

10. Петрыкина Н.И., Тюрина Д.Д. Нетрадиционная модель административной автономии КНР - Гонконг. Взгляд российского исследователя // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 4, 5.

11. Саможнев А. Парламент Китая продлил полномочия законодательного собрания Гонконга. URL: https://rg.ru/2020/08/11/parlament-kitaia-prodlil-polnomochiia-zakonodatelnogo-sobraniia-gonkonga.html (дата обращения: 25.08.2020).

12. Трощинский П.В. Правовая система Китая. М., 2016. С. 341, 342.

13. Трощинский П.В. Современная правовая система Гонконга // Труды ИГП РАН. 2016. № 2. С. 197.

14. Чиркин В.Е. Территориальная организация публичной власти. М., 2017. С. 138, 141.

15. Cardinal P., Zhang Y. Subnational Constitutionalism in the Sars of the People’s Republic of China. An Exceptional Tailored Model // Perspectives on Federalism. 2012. Vol. 3. P. 103, 133, 134.

16. Castellucci I. Legal Hybridity in Hong Kong and Macau // McGill Law Journal ~ Revue de droit de Mcgill. 2012. Vol. 57:4. P. 668 - 720.

17. Chan C. Reconceptualising the Relationship between the Mainland Chinese Legal System and the Hong Kong Legal System // Asian Journal of Comparative Law. 2011. Vol. 6. P. 5.

18. Chan J. Basic Law and Constitutional Review: The First Decade // Hong. Kong Law Journal, 2007. P. 407. URL: https://hub.hku.hk/bitstream/10722/87975/3/content.pdf?accept=1 (дата обращения 25.08.2020).

19. Chen A. The Theory, Constitution and Practice of Autonomy: the Case of Hong Kong. P. 7, 9.

20. Cheung A. From Colony to Special Administrative Region: Issue of Hong Kong’s Autonomy within a Centralized State // Law and Politics in Africa, Asia and Latin America. 1998. Vol. 31. No. 3. P. 305.

21. Chou B. Local Autonomy in Action: Beijing’s Hong Kong and Macau Policies // Journal of Current Chinese Affairs. 2013. No. 3. P. 35, 36. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/186810261304200303 (дата обращения: 25.08.2020).

22. Cullen R. The Rule of Law in Hong Kong. Civil Exchange, 2005. P. 17. URL: https://www.academia.edu/5156780/Rule_of_Law_in_Hong_Kong

23. Eagleton J. Rhetorical Ambiguity, Democracy and Political Chang: The Contradictions of the Hong Kong Political System // Contrastes. Revista Internacional de Filosofia, Suplemento. 2015. Vol. 20. P. 90, 91.

24. Flaherty M. Hong Kong Fifteen Years after the Handover: One Country, Which Direction? // Columbia Journal of Transnational Law. 2013. Vol. 51. P. 277, 278.

25. Ghai Y. Hong Kong’s New Constitutional Order: The Resumption of Chinese Sovereignty and the Basic Law, Second Edition. Second Edition. Hong Kong, 1999. P. 139, 140, 184, 326.

26. Gittings D. What will happen to Hong Kong after 2047? // California Western International Law Journal. 2011. Vol. 42. No. 1. P. 40.

27. Goncalves A. A Paradigm of Autonomy: The Hong Kong and Macau SARs // Contemporary Southeast Asia. 1996. Vol. 18. No. 1. P. 46.

28. Goncalves A. Hong Kong and Macau Special Administrative Regions: The Downfall of The “One Country, Two Systems” Policy // International Journal of Humanities and Social Science. 2019. Vol. 9. No. 10. P. 14.

29. Hargreaves S. Online Monitoring of ‘Localists’ in Hong Kong: A Return to Political Policing // Surveillance & Society, 15 (3/4). P. 426.

30. Jgaveri S., Scully-Hill A. Executive and legislative reactions to judicial invalidity in Hong Kong: Engagement, acceptance or avoidance // International Journal of Constitutional Law. 2015. Vol. 13. Issue 2. P. 507, 510.

31. Jhaveri S. Reconstitutionalizing Politics in the Hong Kong Special Administrative Region of China // Asian Journal of Comparative Law. 2018. Vol. 13 (1). P. 6, 44.

32. Krebs J. One Country, Three Systems? Judicial Review in Macau after Ng Ka Lling // Washington International Law Journal. 2000. Vol. 10. No. 1. P. 115.

33. Lee F., Yuen S., Tang G., Cheng E. Hong Kong’s Summer of Uprising: From Anti-Extradition to Anti-Authoritarian Protests // The China Review. 2019. Vol. 19. No. 4. P. 22.

34. LegCo General Election postponed for a year. URL: https://www.info.gov.hk/gia/general/202007/31/P2020073100898.htm (дата обращения: 25.08.2020).

35. Martin T. Hong Kong Right of Abode: Ng Siu Tung & (and) Others v. Director of Immigration – Constitutional and Human Rights at the Mercy of China // San Diego International Law Journal. 2004. Vol. 5. P. 465 - 501.

36. Pompeo M. On the Postponement of Hong Kong’s Legislative Council Elections. 1 August 2020. URL: https://www.state.gov/on-the-postponement-of-hong-kongs-legislative-council-elections/

37. Sadowski M. The Rule of Law, the Rule of Conflict? Hong Kong and Democracy – Past and Present Revisited // Revue quebecoise de droit international. 2019. P. 34. URL: https://www.sqdi.org/wp-content/uploads/19-48-The-Rule-of-Law-The-Rule-of-Conflict-Hong-Kong-and-Democracy%E2%80%94Past-and-Present-Revisited.pdf (дата обращения: 25.08.2020).

38. Scartozzi C. Political reforms vs. Undemocratic Institutional Arrangements in Hong Kong // Seoul National University Journal of International Studies. 2017. Vol. 2. P. 5. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/91325/1/MPRA_paper_91325.pdf (дата обращения: 25.08.2020).

39. Shigong J. China’s Hong Kong: A Political and Cultural Perspective. Singapore, 2017. P. 151.

40. Suksi M. Sub-State Governance through Territorial Autonomy: A Comparative Study in Constitutional Law of Powers, Procedures and Institutions. Berlin, Heidelberg, 2011. P. 554, 555, 647.

41. Tai B. Judicial Autonomy in Hong Kong, 2010. P. 295, 310. URL: https://www.researchgate.net/publication/239770928_Judicial_autonomy_in_Hong_Kong (дата обращения: 25.08.2020).

42. Tang R. Internal Self-Determination as Democracy: A Case Study of Hong Kong. 2016. P. 10, 11. URL: https://www.academia.edu/29711974/Internal_Self_Determination_as_Democracy_A_Case_Study_of_Hong_Kong (дата обращения: 25.08.2020).

43. Tin-bor Hui V. Beijing’s Hard and Soft Repression in Hong Kong. Published for the Foreign Policy Research Institute by Elsevier Ltd. 2020. P. 310. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7102642/ (дата обращения: 25.08.2020).

44. Xiaobing X., Wilson G. The Hong Kong Special Administrative Region as a Model of Regional External Autonomy // Case Western Reserve of International Law. 2000. Vol. 32. P. 6, 18, 35, 36. URL: https://scholarlycommons.law.case.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1481&context=jil (дата обращения: 25.08.2020).

45. Xuanwei W. A New Constitutional Order in Hong Kong: Managing Conflict Over the Interpretation of the Basic Law // Tsinghua China Law Review. 2009. Vol. 1. P. 162, 165.

46. Ying-ho K. The Growth of “Localism” in Hong Kong // China Perspectives. 2016. Vol. 3. P. 66. URL: https://journals.openedition.org/chinaperspectives/7057

47. Yuen S., Cheng W. Between high autonomy and sovereign control in a subnational island jurisdiction: The paradox of Hong Kong under “One Country, Two Systems” // Island Studies Journal. Vol. 15. P. 140.

48. Zhu G., Kouroutakis A. The Hong Kong Subconstitutional Model of Separation of Powers: The Case of Weak Judicial Review // Hong Kong Law Journal. 2017. P. 1, 3. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2967650 (дата обращения: 25.08.2020).

49. Zhu H. Beijing’s “Rule of Law” Strategy for Governing Hong Kong // China Perspectives. 2019. No. 1. P. 23, 24, 32. URL: https://www.researchgate.net/publication/337885599_Hong_Kong's_Summer_of_Uprising_From_Anti-Extradition_to_Anti-Authoritarian_Protests/link/5dfa36c8299bf10bc3637b95/download (дата обращения: 25.08.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх