Функции экфрасиса в романе Д. Тартт “Щегол”

 
Код статьиS241377150015626-1-1
DOI10.31857/S241377150015626-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)
Аффилиация: НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 80 Номер 3
Страницы78-86
Аннотация

Статья посвящена изучению актуализации экфрасиса в романе Донны Тартт “Щегол” (2013), проиллюстрирована его значительная роль в тексте романа. Классификации функций экфрасиса, представленные М. Рубинс, Е.А. Постновой, Н.С. Бочкаревой и др., помогают определить роль полотна Карела Фабрициуса в жизни главного героя Теодора Декера, установить его особенную ценность в рамках жанрового раскрытия романа воспитания, а также осознать значение экфрасиса в построении повествования произведения. Благодаря анализу примеров реализации экфрасиса в “Щегле” становится очевидным, что автор придает картине голландского художника важную роль в романе, наделяя ее особой миссией и следующими функциями: пророческая (выражается в загадочной связи матери Теодора с картиной в музее до взрыва), композиционная (позволяет полотну замедлять ход повествования, концентрируясь на одном предмете или эмоциональном состоянии главного героя), характерологическая (помогает раскрывать образ протагониста с новых сторон благодаря его взаимодействию с картиной), метапоэтическая (способствует осознанию главным героем важнейших жизненных истин, определивших ход его дальнейшей судьбы), хронотопическая (отображает разницу между бессмертием искусства и изменчивостью человеческой натуры), жанрообразующая (делает возможной реализацию основных аспектов жанра романа воспитания), дидактическая (открывает читателям правду о меркантильном отношении современного общества к предметам искусства и о безразличии разных слоев населения к трагедии в музее).

Ключевые словаэкфрасис, функции экфрасиса, Донна Тартт, Щегол, Теодор Декер, роман воспитания
Получено27.06.2021
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов26123
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 948

Оценка читателей: голосов 0

1. Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста: (К проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели: структура балканского текста. М.: Наука, 1977. С. 259–283.

2. “Невыразимо выразимое”: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сб. статей / Сост. и науч. ред. Д.В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение. 2013. 572 с.

3. Рубинс М. Пластическая радость красоты. Акмеизм и Парнас. СПб.: Академический проект. 2003. 357 с.

4. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 1998. 800 с.

5. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М.: Изд-во “МИК”, 2002. 216 с.

6. Зенкин С.Н. Новые фигуры. Заметки о теории. 3 // Новое литературное обозрение. 2002. № 5 (57) (URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2002/57/zenk.html)

7. Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма. Дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 210 с.

8. Tartt D. The Goldfinch. New York: Little, Brown and Company, 2013. 784 p.

9. Тартт Д. Щегол / [пер. с англ. А. Завозовой]. М.: АСТ; Corpus, 2015. 827 c.

10. Прохорова В.О. Интермедиальный код романа Д. Тартт “Щегол”. Челябинск, 2019. 88 с.

11. Столбова Н.В., Железняк В.Н. Опыт искусства в романе Д. Тартт “Щегол” // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2017. № 4. С. 74–81.

12. Постнова Е.А. Экфрасис в творчестве В.А. Каверина 1960–1970-х гг. Дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2012. 169 c.

13. Симонова Е.П. Роль экфрасиса в раскрытии образа персонажа-экспликатора в романе Д. Тартт “Щегол” // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 11 (101). С. 51–54.

14. Бочкарева Н.С. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Нормингтона “Корабль дураков” // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. № 6. С. 81–92.

15. Шалимова Н.С. Жанровая атрибуция романа инициации на примере произведения Д. Тартт “Щегол” // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 1. С. 163–167.

16. Бахтин М.М. Эпос и роман: (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 392–427.

17. Jacklosky R. ‘The Thing and Not the Thing’: The Contemporary Dickensian Novel and Donna Tartt’s “The Goldfinch” (2013) // Dickens After Dickens. York: White Rose University Press, 2020. P. 117–139.

18. Бочкарева Н.С., Табункина И.А., Загороднева К.В. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия: учеб. пособие. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2012. 90 с.

19. Ищенко Е.Н., Попова М.К. Экфрасис как структурообразующий элемент художественного мира и маркер современного отношения общества к искусству в романе Д. Тартт “Щегол” // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2016. № 2. С. 66–73.

20. Бабицкая В. “Щегол” Донны Тартт: время ничего не значит // Афиша Воздух. 2014. [URL: https:// daily.afisha.ru/archive/ vozduh/ books/shchegol-donny-tartt-vremyanichego-ne-znachit].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх