At the Origins of the Literary Portrait: Physiognomy in the Context of Modern Humanities

 
PIIS241377150014549-6-1
DOI10.31857/S241377150014549-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Istituto di Cultura Torquato Tasso di Sorrento
Address: Italy, Sorrento
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 80 Issue 2
Pages5-17
Abstract

The purpose of this article is to briefly outline important aspects of physiognomy as a part of the human science in the context of modern humanities. The teaching about the portrait seeks to reveal and lay bare the deep connection between the appearance and personality of a person, opening the way for literature, painting, plastic arts, semiotics, ethnology, paralinguistics, psycholinguistics, sociolinguistics. The methodology and scientific tools of physiognomy are applied in modern studies of literature. At the origins of physiognomy – the work of the Italian humanist philosopher and natural scientist of the 16th century. G. Della Porta, who influenced the formation of the humanities, the foundations of which were laid by the Italian Renaissance. In her works, Della Porta draws on the texts of Greek, Roman, Arabic, medieval authors and her contemporaries. The treatises of the humanist scientist inspired the studies of Lavater (1772), influenced the emergence of Gall’s phrenology (1810), the father of modern neuropsychology and cognitive neurosciences, and contributed to the birth of the criminal anthropology of Lombroso. Physiognomy, which in the era of positivism was considered a pseudoscience, aims to draw up a psychological and moral portrait of a person on the basis of his appearance, assuming the existence of a deep connection between the body and the soul, the external and the internal. She influenced the work of many artists, primarily portrait painters, starting from the Renaissance, including the 18th century and later eras’ cartoons, as well as literature, in particular, that of the 19th century – Balzac, Manzoni, Mastriani, etc.

Keywordsphysiognomy, semiotics, Della Porta, Leonardo Da Vinci, cognitive sciences, anthropology, Lavater, Gall, Lombroso, portrait art, Charles Lebrun, Balzac
Received24.06.2021
Publication date24.06.2021
Number of characters45351
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Джамбаттиста Делла Порта (итал. Giambattista Della Porta; 1535–1615) – итальянский ученый, философ, алхимик и драматург. Автор трудов по алхимии “Натуральная магия” (“Magiae naturalis sive de miraculis rerum naturalium”, 1558), криптологии “Про скрытую значимость отдельных букв” (“De furtivis literarum notis”, 1563), медицине “О человеческой физиогномике” (“De humana physiognomonia”, 1586), ботанике “Фитогномика” (“Phytognomonia”, 1588); после 1596 г. Делла Порта целиком посвятил себя литературно-драматической деятельности, став автором ряда пьес, в числе которых самая известная – комедия “Ловушка” (“La Trappolaria”, 1596). Трактат “О человеческой физиогномике”, опубликованный в 1586 г. в 4 книгах и в 1601 г. в 6 книгах, в отличие от многих трактатов по физиогномике того же периода (Джованни дʼИндаджине, Бартоломео делла Рокка, Джироламо Кардано, Джованни Индженьери, Мишеля Леско, Давида лʼАнье и др.), представляет собой не просто обобщающий труд, а “сумму”, полную энциклопедию, содержащую все знания, накопленные в физиогномике за много веков, от досократиков до современников Делла Порта. Достаточно сказать, что в ней упоминаются почти 400 авторов, которые так или иначе описывали психофизические свойства и черты характера знаменитых или малоизвестных личностей. Эта работа становится фундаментальным изложением основ данного учения, начиная с самой его формулировки – установления взаимосвязи между телесными особенностями и характером людей, а в античности – еще и между телесными особенностями и болезнями. Симптоматическое соотношение между наружностью (тем, что позднее врачи назовут facies) и заболеваниями отмечал еще Гиппократ в трактатах “О священной болезни”, “Прогностика”, “О диете при острых болезнях”, “Эпидемии” и в некоторых “Афоризмах”.
2 В эпоху Возрождения понятие fisiognomonia объединяло целый ряд исследований, которые только в последующие века получат эпистемологическую автономию. Прорицательство, медицинская facies, характерологическая таксономия соединялись в рамках этой дисциплины, где видимые анатомические знаки отсылали к знакам незримым, психологическим, влияя и на такие, на первый взгляд, далекие сферы, как изобразительное искусство и, в частности, скульптура и портретистика.
3 Прорицательский компонент и физиогномический детерминизм, свойственный данному учению в его предсказательной функции, заставили бдительную инквизицию обратить особое внимание на дискуссию о свободе воли, которая разворачивалась среди философов и богословов в этот сложный и проблемный для Европы период.
4 В арабском мире также сложилась прочная физиогномическая традиция, особенно после перевода на арабский язык “Физиогномики” Псевдо-Аристотеля и комментария Полемона (оба перевода выполнены в IX в.). Текст Псевдо-Аристотеля, переведенный Хунайном (873 г.), присутствует у Ад-Дина ар-Рази (1149–1209), который был известен Делла Порта в переводе Герарда Кремонского и часто цитируется как в “De humana physiognomonia” [1], так и в “Coelestis physiognomonia” [2]. Физиогномика, по мнению Ибн аль-Акфани (ок. 1286–1348), полезна в дружбе, для оценки людей, с которыми общаешься; пригодится она и в супружеской и семейной жизни (жена, дети, домочадцы), и в политической (советники и придворные). Эта наука необходима человеку, который есть “от природы существо социальное” [3]. В XIII в. те же представления поддерживали и Майкл Скот (“Liber Phisionomiae”), шотландский ученый, переводчик античных и арабских мыслителей, и Чекко дʼАсколи (“LʼAcerba”), итальянский астроном и поэт.

Number of purchasers: 0, views: 40

Readers community rating: votes 0

1. Della Porta, G.B. De humana physiognomonia Libri sex. A cura di A. Paolella. Napoli, Edizioni Scientifiche Italiane, 2011. 672 pp. (In Ital.)

2. Della Porta, G.B. Coelestis Physiognomoniae Libri sex e in appendice “Della celeste fisonomia” Ed. critica a cura di A. Paolella. Napoli, Edizioni Scientifiche Italiane, 1996. 353 pp. (In Ital.)

3. Ghersetti, A. Fisiognomica e stereotipi femminili nella cultura araba. Quaderni di Studi Arabi, Vol. 14, 1996, pp. 195–206. (In Ital.)

4. Della Porta, G.B. Della fisonomia dellʼhuomo Libri sei / ed. critica a cura di A. Paolella. Napoli, Edizioni scientifiche italiane, 2013. 640 pp. (In Ital.)

5. Claudii Ptolemaei. Apotelesmatica. Ed. F. Boll & E. Boer. Leipzig: Teubner, 1940 (repr. 1957). 213 pp.

6. Link, L. Il diavolo nellʼarte: una maschera senza volto. Milano, Mondadori, 2001, pp. 37–92. (In Ital.)

7. Leonardo Da Vinci. Trattato della pittura condotto sul Codice Vaticano Urbinate 1270. Parte terza. Ristampa anastatica del volume edito nel 1890 dallʼUnione cooperativa Editrice di Roma. Roma, Grandi Tascabili Economici Newton, 1996. 324 pp. (In Ital.)

8. Ghirardelli, C. Cefalogia fisonomica divisa in dieci Deche, dove conforme a documenti dʼAristotile e dʼaltri filosofi naturali, con brevi discorsi e diligenti osservationi si esaminano le Fisonomie di cento teste humane che intagliate si vedono in questʼOpera, Dalle quali per più segni e congetture si dimostrano varie inclinazioni di Huomini e donne, Di Cornelio Ghirardelli Bolognese, il Sollevato Academico Vespertino. Aggiuntivi altre tanti sonetti di diversi eccellenti Poeti e Academici, neʼ quali le prefate fisonomie leggiadramente racolgonsi. Bologna, presso gli Heredi di Evangelista Dozza & Compagni, 1630. 662 pp. (In Ital.)

9. Della Porta, G.B. Metoposcopia. A cura di G. Aquilecchia. Napoli, Istituto Suor Orsola Benincasa, 1990. 150 p. (In Ital.)

10. Cardano, G. Metoposcopia: manuale per la lettura della fronte: interpretazione dei caratteri in base alle linee frontali e ai nei illustrato con ottocento immagini, con le corrispondenze astrologico-planetarie. A cura di A. Arecchi. Milano, Mimesis, 2003. 206 pp. (In Ital.)

11. Aquilecchia, G. La sconosciuta “Metoposcopia” di G. B. Della Porta, di una differenziata del Cardano e di quella del Magini attribuita allo Spontoni. Nuove schede di italianistica. Roma, Salerno, 1994, pp. 240–259. (In Ital.)

12. Aquilecchia, G. “In facie prudentis relucet sapientia”. Appunti sulla letteratura metoposcopica tra Cinque e Seicento. In: Giovan Battista Della Porta nellʼEuropa del suo tempo. Napoli, Guida Edit ori, 1990. (In Ital.)

13. Le Brun, C. Le figure delle passioni: conferenze sullʼespressione e la fisionomia. Ed. it. a cura di M. Giuffré. Milano, R. Cortina, 1992. 134 pp. (In Ital.)

14. La Bruyère, J. de. Les caractères de Theophraste traduits du grec, avec les caractères ou les moeurs de ce siècle. A Paris, chez Estienne Michallet, premier imprimeur du Roy, rue saint Jacques, à lʼimage saint Paul, 1696. 587 p. (In French.)

15. Camper, P. Dissertation sur les variétés naturelles qui caractérisent la physionomie des hommes des divers climats et de differens âges. Suivie de reflexions sur la beauté; particulièrement sur celle de la tête; avec une manière nouvelle de dessiner toute sorte de têtes avec la plus grande exactitude. Ouvrage posthume de m. Pierre Camper (publié par A. G. Camper) Traduit du Hollandois par H.J. Jansen. On y a joint une dissertation du même auteur sur la meilleure forme des souliers. Paris, chez H. J. Jansen imprimeur-libraire cloître Saint Honoré; à La Haye, chez J. Van Cleef libraire sur le Spuy, 1791. 168 pp. (In French.)

16. Onyemechi, P.A. The Popes, the Catholic Church and the Transatlantic Enslavement of Black Africans 1418–1839. Hildesheim, Georg Olms Verlag, 2017. 585 pp.

17. Lichtenberg, G.C. Über Physiognomik wider die Physiognomen, tr. it. Sulla fisiognomica. A cura di Giulia Cantarutti. Napoli: La scuola di Pitagora, 2017. 87 p. (In Ital.)

18. Gall, F.J., Spurzheim, J.G. Anatomie et physiologie du système nerveux en général, et du cerveau en particulier, avec des observations sur la possibilité de reconnaître plusieurs dispositions intellectuelles et morales de lʼhomme et des animaux par la configuration de leurs têtes. Paris, F. Schoell, 1810–1819 (Paris, de lʼimprimerie de DʼHautel, 1810–1819). 352 pp.

19. Rodler, L. Il corpo specchio dellʼanima. Teoria e storia della fisiognomica. Mondadori: Milano, 2000. 208 p. (In Ital.)

20. Verardi, D. Lʼorgano dellʼanima. Fisiognomica e fisiologia cerebrale in Franz Joseph Gall. Psychofenia, Anno XIII, No. 22. 2010, pp. 87–108. (In Ital.)

21. Magli, P. Il volto e lʼanima. Fisiognomica e passioni. Milano, Bompiani, 1995. 540 pp. (In Ital.)

22. Haeckel, E. La lotta per lʼevoluzione. Prima traduzione italiana autorizzata dallʼautore di M. Domenichini. Torino, UTET, 1908. 81 pp. (In Ital.)

23. Lombroso, C. Cenni per una carta igienica dʼItalia. Milano, Chiusi, 1863. (In Ital.)

24. Lombroso, C. Lʼ uomo bianco e lʼuomo di colore: letture sullʼorigine e la varietà delle razze umane. Padova, Tip. F. Sacchetto, 1871. 126 pp. (In Ital.)

25. Hall, E.T. La dimensione nascosta: il significato delle distanze tra i soggetti umani; pref. di U. Eco. Milano: Bompiani, 1980. 258 pp. (In Ital.)

26. Landowski, É. Rischiare nelle interazioni. Milano: Franco Angeli, 2010. 132 p. (In Ital.)

27. Nummenmaa, L.; Glerean, E.; Hari, R.; Hietanen, J.K. Bodily maps of emotions. Proceedings of the National Academy of the USA, 2014, Vol. 111, No. 2, January 14, pp. 646–651.

28. Oosterhof, N.N., Todorov, A. The functional basis of face evaluation. Proceedings of the National Academy of the USA, 2008, Vol. 105, No. 32, August, pp. 11087–11092.

Система Orphus

Loading...
Up