On Artistic Structure of A. S. Pushkin’s “The Son of an Executed Strelets”

 
PIIS241377150012296-8-1
DOI10.31857/S241377150012296-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Scientific Fellow
Affiliation: V.N. Karazin Kharkov National University
Address: 4 Svobody Square, Kharkiv, 61022, Ukraine
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 79 Issue 5
Pages41-50
Abstract

The article discusses Pushkin’s drafted outline of the poem tentatively known as “The son of an executed strelets”. We believe that there are reasons to consider it as a miniature text having its own artistic structure. Our analysis enables us to approach the conceptual structure of an outlined work, which was conceived by Pushkin but was not put into writing. We offer a hypothetical reconstruction of important elements of the plot. The key structural elements echo the Cain and Abel archetypal scheme from the Bible; besides, the motif of deidentification, on personal and social plane, must be taken into account. We mean a potential renunciation of a tsar status by Peter I during the Prut campaign and, also, an exchange of destinies between two unrelated family members (a widow’s son and an adopted son). Correspondingly, the tsar’s mercy shown towards a foster family of the strelets’ son might mean another exchange of destinies. There we have a mythological dimension of the poem, connected with categories of order and its violation. We also point out some anagrammatic constructions, which stand out thanks to the text’s brevity

Keywordsreconstruction of plot, motif structure, archetype
Received22.12.2020
Publication date22.12.2020
Number of characters29481
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Среди нереализованных планов Пушкина есть запись:
2 “Сын казненн. стрельца воспитан вдовою вместе с ее сыном и дочерью; он идет в службу вместо ее сына. При Пруте ему П. поручает свое письмо. – Приказч. вдовы доносит на своего молодого барина, который лишен имения своего, и отдан в солдаты. Стрел. посещает его семейство и у П. выпрашивает прощение молодому ” [1, c. 431].
3 Этот набросок входит в группу из пяти записей, которые приведены в большом академическом собрании сочинений под условным редакционным заголовком “Планы повести о стрельце” [1, c. 430–431]. Однако историческая приуроченность событий в предполагавшейся повести и в данном наброске к разным эпохам послужила для В.Б. Томашевского основанием считать, что этот набросок “не имеет отношения к замыслу, с которым связаны первые четыре плана” [2, с. 552]. Эта мнение было поддержано В.С. Листовым [3], который дал содержательный исторический комментарий к повести, указал на некоторые фабульные и идейные связи этого наброска с другими пушкинскими произведениями и обсудил возможные пути дальнейшего развития сюжета.
4 В данной работе мы постараемся показать, что уже имеющийся текст сам по себе представляет художественный текст в миниатюре, который по отношению к задуманному, но не написанному произведению (повести или роману) является его реализацией в свернутом виде, своего рода “макетом” невозведенного “здания”. Несмотря на предельную краткость записи, в ней, как мы увидим, выявляются значимые структурные отношения, причем двух родов. С одной стороны, здесь присутствует парафраз универсальной библейской истории, сопоставление с которой позволяет (хотя бы в весьма общем виде) указать на контуры общего замысла. С другой стороны, во внутренней структуре наброска выявляются смысловые связи, являющиеся разными реализациями одного и того же основного мотива. При этом в небольшом прозаическом наброске обнаруживаются в том числе звуковые переклички. Как семантические, так и звуковые связи устанавливают внутри наброска набор эквивалентностей, приводя в результате к еще одному примеру поэтических принципов построения пушкинской прозы, примеры чего неоднократно отмечались и ранее (см., например: [4]).
5 Поскольку, как мы собираемся показать это ниже, самый текст данного наброска представляет собой замкнутое художественное целое (своего рода мини-шедевр), это служит еще одним аргументом, что данный отрывок – самостоятельное произведение и не должен смешиваться с другими “Планами повести о стрельце”. Тем самым точка зрения Томашевского и Листова получает подтверждение с несколько неожиданной стороны.
6

Проблема идентификации

7 В наброске упоминается письмо, которое Петр поручил доставить герою во время Прутского похода. Источником сведений об этом письме является сочинение Я. Штелина [5]. Мы отсылаем читателя за подробностями к работе В.С. Листова [3], а здесь приведем лишь сведения, имеющие прямое отношение к предмету нашей статьи. Согласно изложению Штелина, царь требовал в случае пленения его турками не рассматривать себя как царя и, вплоть до его возвращения, игнорировать любые приказания за его подписью. Другими словами, Петр отказывался от своего царского статуса – и тем самым терял свою идентичность.

Number of purchasers: 0, views: 140

Readers community rating: votes 0

1. Pushkin, A.S. Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works]. In 16 Vols. Vol. 8, Book 1. Moscow, Leningrad, AS USSR Publ., 1948. (In Russ.)

2. Pushkin A.S. Polnoe sobranie sochinenij. [Complete Works]. In 10 Vols. Vol. 6. Leningrad, Nauka Publ., 1978. (In Russ.)

3. Listov, V.S. “Syn kaznennogo strelca”: neosushhestvlennyj zamysel Pushkina [Sun of Executed Streletc: Unrealized Pushkin’s Design]. Listov, V.S. Pushkin: Sudba korennogo pojeta [Fate of Native Poet]. Bolshoe Boldino, Arzamas, 2012, pp. 309–339. (In Russ.)

4. Schmidt, W. Proza Pushkina v poeticheskom prochtenii. “Povesti Belkina” [Pushkin’s Prose in Poetic Reading. “The Tales of Belkin”]. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ,. 2013. 354 p. (In Russ.)

5. Podlinnye anekdoty o Petre Velikom, sobrannye Jakovom Shtelinym [True Anecdots Collected by Ya. Shtelin]. Moscow, 1830. Part 1 (In Russ.)

6. Golikov, I.I. Dopolnenija k Dejanijam Petra Velikogo [Supplements to Deads of Peter the Great]. Moscow, 1796, Vol. 17. [(In Russ.)

7. Golstein, V. Puškin’s Mozart and Salieri as a parable. In: Russian Literature, XXIX (1991), pp. 155–176.

8. Emeljanov, V. “Mocart i Salieri”: bliznechnyj mif v retrospektive shumerskogo dialoga [Mozart and Salieri: Twin Myth in Retrospective of Sumerian Dialogue]. Lebed. Nezavisimyj almanah [Swan. Independent Almanac]. 2001, No. 213 (25.03.2001) (http://www.lebed.com/2001/art2470.htm). (In Russ.)

9. Zaslavskii, O.B. Pushkinskij Salieri i tip tvorchestva [Pushkin’s Salieri and Type of Creativity Izvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka [Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Studies in Literature and Language]. 2001, Vol. 60, No. 4, pp. 23–28. (In Russ.)

10. Kodzhak, A. O povesti Pushkina “Vystrel” [On the Pushkin’s Tale “The Shot”]. Mosty [Bridges]. Vyp. 15. München, 1970, pp. 190–212. (In Russ.)

11. Zaslavskii, O.B. Dvoynaya struktura “Vystrela” [Twofold Structure of “The Shot”]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review], 1997, No. 23, pp. 122–131. (In Russ.)

12. Zaslavskii, O.B. Magicheskiy shablon. O “Stantsionnom smotritele” A.S. Pushkina [Magic Pattern. On “Station Master” of A.S. Pushkin]. Wiener Slawisticher Almanach, 2001, Vol. 48, pp. 5–29. (In Russ.)

13. Lotman, Ju.M. Idejnaja struktura poemy Pushkina “Andzhelo” [The Ideological Structure of Pushkinʼs poem “Angelo”]. Pushkinskij sbornik [Pushkin Collection]. Pskov, 1973, pp. 3–23. (In Russ.)

14. Kalashnikov, S.B. “Voobrazhaemyj razgovor s Aleksandrom I” i formirovanie metasjuzheta “pojet vs tsar” v tvorchestve A.S. Pushkina 1824–1826 gg. [Imaginary Conversation with Alexander I and Formation of Metaplot “Poet and Tsar” in A.S. Pushkin’s Works of 1824–1826]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogiche-skogo universiteta. 2019. Serija: filologija. teorija jazyka. jazykovoe obrazovanie [Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Language Series]. 2019, No. 3 (35), pp. 24–32. (In Russ.)

15. Davydov, S. The sound and theme in the prose of A.S. Puškin. A logo-semantic study of para-nomasia. In: Slavic and East European Journal, 1983, No. 27 (1), pp. 1–18.

16. Davydov, S. “The Shot” by Aleksandr Pushkin and its Trajectories. In: J.D. Clayton (Ed.). Issues in Russian literature before 1917: Selected Papers of the Third World Congress for Soviet and East European Studies. Columbus, Ohio, Slavica Publishers, 1989, pp. 62–74.

17. Zaslavskii, O.B. Strukturnyy dualizm “Povesti iz rimskoy zhizni” A.S. Pushkina [Structural Dualism of “A Tale of Roman Life” by A.S. Pushkin.]. Russian Literature, XXXIV–III (1993), pp. 411–423 (In Russ.)

18. Jakubovich, D.P. “Arap Petra Velikogo” [Peter the Great’s Arap]. Pushkin. Issledovanija i materialy [Pushkin. Studies and Materials]. Vol. 9. Leningrad, 1979, pp. 261–293. (In Russ.)

19. Altshuller, M. Plan povesti o streleckom syne i romany V. Skotta [Plan of the Tale About the Streletc Sun and W. Scott’s Novels] Problemy sovremennogo pushkinovedenija: Sbornik statej [Problems of Modern Pushkin Studies: Collection of Work]. Pskov, 1994, pp. 112–127. (In Russ.)

20. Pushkin, A.S. Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works]. In 16 Vols. Vol. 11. Kritika i publicistika [Critics and Publicism]. Moscow, Leningrad, AS USSR Publ., 1949. (In Russ.)

21. Zaslavskii, O.B. Hudozhestvennaja struktura nabroska Lermontova “Ja v Tiflise...” [Artistic Structure of the Lermontov’s Draft “I am in Tiflis…”]. Izvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka [Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Studies in Literature and Language]. 2010, Vol. 69, No. 3, pp. 46–51. (In Russ.)

22. Zaslavskii, O.B. Mezhdu dramoj “Dva brataˮ i romanom “Knjaginja Ligovskajaˮ (ob odnom lermontovskom nabroske) [Between Drama “Two Brothers” and the Novel “Princess Ligovskaya” (on one Lermontovʼs Draft)]. Izvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka [Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Studies in Literature and Language]. 2011, Vol. 70, No. 6, pp. 37–43. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up