A. N. Veselovsky: Dante and the Myth of the Italian Unification

 
PIIS241377150012293-5-1
DOI10.31857/S241377150012293-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Director
Affiliation: Italian Institute of Culture in Saint Petersbourg
Address: 10 Teatralnaya Sq., Saint Petersburg, 190068, Russia
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 79 Issue 5
Pages5-15
Abstract

The period that Alexander Veselovsky spent in Italy (from 1864 to 1867) was very fruitful for his studies and allowed him, thanks to his access to Italian libraries and archives, to publish important scholarly works, including The Paradise of Alberti. His sojourn in Italy also enabled him to closely observe Italian society and politics after Italian unification. These observations gave rise to a series of articles published in the Sankt Peterburskie Vedomosti, which in their entirety constitute an important documentation of the history of Italy in those years, which historians have unfortunately neglected until now. It is a very precious documentation, which offers not only a detailed testimony of the political and social life of Italy during the 1860s, but also interpretations of rare intelligence, which would become part of the historiography on the Risorgimento only in the 20th century. The article focuses on Veselovsky’s reflections on a particular aspect of the history of Italy of those years, i.e. “the nationalization of the masses”, a concept that would become part of contemporary historiography only in the 1970s, and, specifically, on the article Dante and the Myth of Italian Unification. 

KeywordsA.N. Veselovsky, Dante Alighieri, Italian unification, the nationalisation of the masses, E. Hobsbawm
Received22.12.2020
Publication date22.12.2020
Number of characters31422
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Александр Веселовский – великий русский ученый, академик, теоретик и историк литературы. Его творческое наследие чрезвычайно богато. При этом Веселовский внес фундаментальный вклад в исследования по итальянистике, а также оставил ценные историко-литературные свидетельства об Италии в период после ее объединения. О его интересе к жизни в Италии в эпоху Рисорджименто свидетельствуют записи в дневниках и около десятка статей, которые он писал для русских газет, а гонорары использовал для продолжения учебы за границей. К этому можно добавить письма, адресованные наиболее уважаемым представителям итальянской интеллектуальной элиты той эпохи, которые позволяют реконструировать “взаимоотношения исследователя с итальянской культурой тех лет, в частности, с Дж. Кардуччи, A. Д’Анконойˮ [1, с. 24], сыгравшие важнейшую роль в последующем развитии мысли ученого. За годы, проведенные в Италии, как отмечает исследователь Чезаре де Микелис, Веселовский действительно вырабатывает собственный научный подход, поэтому, перечитывая его публицистику, мы можем оценить “его способ рассматривать сквозь призму современности эпоху Возрождения и Реформации” [2, с. 102].
2 Хотя весь корпус статей и дневниковых записей, сделанных за время двух периодов пребывания Веселовского в Италии, не позволяет причислить ученого к историкам итальянского Рисорджименто, эти источники представляют большой интерес, так как, с одной стороны, являются точкой зрения внешнего наблюдателя, который, как зачастую случается, может рассматривать события отстраненно и с большей объективностью, чем непосредственные их участники, а с другой стороны, записки отличаются особенной оригинальностью. При этом речь идет о документах, которые до сих пор не попадали в фокус пристального внимания итальянистов.
3 Действительно, Веселовский в своих записках останавливается не только на значительных личностях и событиях, имеющих историческое и судьбоносное значение. В центре его внимания оказывается городская повседневная жизнь римских ремесленников с Виа дель Корсо1, простых людей, живущих около Колизея, флорентийские празднества по случаю юбилея со дня рождения Данте, религиозное чувство, чувство народа. Это, на наш взгляд, делает его предвестником нового этапа в историографии, когда социальной жизни стало уделяться больше внимания по сравнению с политической жизнью и исследователей стали больше волновать настроения людей, чем побуждения отдельных великих личностей2. Поскольку Веселовский был “шестидесятником и представителем “догматического реализма”, в нем “жила вечная вражда ко всякому субъективизму в познании, к истолкованию исторических фактов на почве общего мировоззрения какой-нибудь определенной философской школы” [3, c. 2]. В этом смысле реализм, с которым он относится к фактам, его способность анализировать даже мельчайшие события позволяют ему проникнуть в суть итальянских реалий, уловить в них аспекты, которые, как мы увидим, войдут в общепринятую историографию только в следующем веке. 1. Виа дель Корсо – это одна из центральных улиц Рима, связывающая Пьяцца дель Пополо и Пьяцца Венеция.

2. Характерной в рамках этой тенденции является школа “Анналов” и в особенности статьи историка Люсьена Февра.

Number of purchasers: 0, views: 152

Readers community rating: votes 0

1. Gonelli, L.M. A.N. Veselovskii i Alessandro DʼAnkona [A.N. Veselovsky and Alessandro dʼAncona]. Aleksandr Veselovskii. Aktualnye aspekty naslediia. Issledovaniia i materialy [Alexander Veselovsky. Actual Aspects of His Heritage. Research and Materials]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2011, pp. 230–261. (In Russ.)

2. De Michelis, Cesare. Veselovskij e il protestantesimo risorgimentale. Studi e scritti in memoria di M. Marzaduri. Padova, Cleup, 2002, pp.101–109. (In Ital.)

3. Engelgard, B.M. Aleksandr Nikolaevich Veselovskij [Alexander Nikolaevich Veselovsky]. Petrograd, Kolos Publ., 1924. 214 p. (In Russ.)

4. Veselovsky, A.N. Sobranie sochinenij. T. 4. Vyp. 2 (Seriya II: Italiya i Vozrozhdeniye. T. 2. Vyp. 2 (1861–1876)) [Collected Works. Vol. 4, Issue 2 (Series II: Italy and the Renaissance. Vol. 2, Issue 2 (1861–1876)]. St. Petersburg, Imp. Acad. nauk Publ., 1911. VI, 336 p. (In Russ.)

5. Veselovsky, A.N. Sobranie sochinenij. T. 3 (Seriya II: Italiya i Vozrozhdeniye. T. 1 (1859–1870)) [Collected Works. Vol. 3 (Series II: Italy and the Renaissance. Vol. 1 (1859–1870)]. St. Petersburg, Imp. Acad. nauk Publ., 1908. 586 p. (In Russ.)

6. Gusev, V.E. Neizvestnaia statia Aleksandra Veselovskogo [An Unknkown Article by Alexander Veselovsky ]. Izvestiâ Akademii nauk SSSR. Seriâ literatury i âzyka [Bulletin of the Academy of Sciences of USSR: Studies in Literature and Language]. 1959, Vol. 18, Issue 4, pp. 358–374. (In Russ.)

7. Veselovsky, A.N. La Bella Italia i nashi severnye turisty [La Bella Italia and Our Northern Tourists]. Literaturnaya mysl [Literary Thought]. Petrograd, 1922. Part 1, pp. 8–9. (In Russ.)

8. Kovalskya, M.I. A.N. Veselovskii i italianskoe Risordzhimento [A.N. Veselovsky and the Italian Risorgimento]. Problemy italianskoi istorii [Problems of the Italian History]. Moscow, 1987, pp. 229–249. (In Russ.)

9. Gorsky, I.K. Dante i nekotorye voprosy istoricheskogo razvitiia Italii v trudakh i vyskazyvaniiakh A.N. Veselovskogo [Dante and Several Aspects of Historical Development of Italy in the Works and Sayings of A.N. Veselovsky]. Dantovskie chteniya [Danteʼs Readings]. Moscow, Nauka Publ., 1973, pp. 65–141. (In Russ.)

10. Marzaduri, M. Gli anni italiani di A.N. Veselovskij. In: Annali della facolta’ di lingue e letterature straniere di Ca Foscari, 1973, Vol. 12, pp. 73–97. (In Ital.)

11. Ge, N.N. Pisma. Statji. Kritika. Vospominaniia sovremennikov [Letters. Articles. Critique. Memoirs of Contemporaries]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1978. 400 p. (In Russ.)

12. Zhirmunsky, V.M. Istoricheskaia poetika Aleksandra Veselovskogo [Alexander Veselovkyʼs Historical Poetics]. Veselovsky A.N. Istoricheskaia poetika [Historical Poetics]. Leningrad, Khudozhestvenneya literatura Publ., 1940, pp. 3–41. (In Russ.)

13. Shishmarev, V.F. N.Ya. Marr i A.N. Veselovskii [N.J. Marr and A.N. Veselovsky]. Yazyk i myshlenije [Language and Mind]. Vol. VIII. Мoscow, Leningrad, 1937, pp. 321–343. (In Russ.)

14. Mazzanti, S. La ricezione di A.N. Veselovskij. In: Ricerche slavistiche 11 (57), 2013, pp. 369–425. (In Ital.)

15. Chlodovskij, R. Aleksandr Veselovskij e l’Italia. In: I Russi e l’Italia. A cura di V. Strada. Milano, Banco Ambrosiano Veneto, 1995. (In Ital.)

16. Gorskii, I.K. Ob istoricheskoi poetike Aleksandra Veselovskogo [About Alexander Veselovskyʼs Historical Poetics]. Moscow, Vyshaya shkola Publ., 1989 [http://az.lib.ru/w/weselowskij_a_n/text_0020.shtml]. (In Russ.)

17. Pypin, A.N. Istoriia russkoi etnografii [History of the Russian Ethnography]. Vol. 2. St. Petersburg, 1891. 428 p. (In Russ.)

18. Da Prato, Giovanni. Villa Alberti: ritrovi e ragionamenti del 1389. Romanzo. Dal codice autografo e anonimo della Ricciardiana a cura di Alessandro Wesselofsky. Bologna, Gaetano Romagnoli, 1867. 369 p. (In Ital.)

19. Azadovskii, M.K. A.N. Veselovskii kak issledovatel folklora [A.N. Veselovsky as a Folklore Scholar]. Izvestiia AN SSSR. Otdelenie obshchestvennykh nauk [Bulletin of the Academy of Sciences of USSR. Section of Social Studies]. 1938, No 4, pp. 97–101. (In Russ.)

20. Weselofsky, A. La Griselda di Boccaccio e la Novella russa. In: La Civilta’ Italiana, 1864, No. 1, pp. 156–157. (In Ital.)

21. Weselofsky, A. Le tradizioni popolari nei poemi di Antonio Pucci. In: L’Ateneo Italiano. Giornale di Scienze, Lettere e Arti, con le Effemeridi del Pubblico Insegnamento, 1866, № 15, 15 aprile, pp. 225–229. (In Ital.)

22. Weselofsky, A. La favola della fanciulla perseguitata. In: Novella della figlia del re di Dacia. Pisa, Nistri, 1866, p.112. (In Ital.)

23. Rabboni, Renzo. Il Pucci di D’Ancona e Veselovskij Firenze alla vigilia del Rinascimento. Antonio Pucci e i suoi contemporanei. In: Atti del convegno di Montreal 22–23 ottobre 2004, McGill University. A cura di M. Bendinelli Predelli. Cadmo, Fiesole, 2006, pp. 271–315. (In Ital.)

24. Rabboni, Renzo. Un articolo di A.N. Veselovskij: “L'usura nella scala dei peccati in Dante” (1889). In: Lettere Italiane, Vol. 60, No. 4 (2008), pp. 473–509. (In Ital.)

25. Tobia, Bruno. La statuaria dantesca nell’Italia liberale: tradizione, indentita’ e culto della nazione). In: Mélanges de l'école française de Rome Année 1997, 109–1, pp. 75–87. (In Ital.)

26. Mosse, George. La nazionalizzazione delle masse. Simbolismo politico e movimenti di massa in Germania (1812–1933). Bologna Il Mulino, 1975. 311 p. (In Ital.)

27. Gellner, E. Nations and nationalism. Oxford, 1983.

28. Hobsbawn, E. Nations and nationalism since 1780. Programme, Myth, Reality. Second edition. Cambridge, New York, Cambridge University Press, 1992. 199 p.

29. Chabod, Federico. L’idea di Nazione. 20 ed. Roma, Laterza, 2008. 165 p. (In Ital.)

30. Carducci, Giosue. Primizie e reliquie. Bologna, N. Zanichelli, 1928. 381 p. (In Ital.)

31. Hobsbawn E., Ranger T. L’invenzione della tradizione. Torino, Einaudi, 1983. 202 p. (In Ital.)

Система Orphus

Loading...
Up