«Понимание мира»: диалог российских и буддийских учёных

 
Код статьиS032150750000694-5-1
DOI10.31857/S032150750000694-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ст.н.с. ИВ РАН
Аффилиация: ИВ РАН
Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 12
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №9
Страницы68-72
Аннотация

3 и 4 мая 2018 г. в Дхармсале (Индия) состоялась вторая конференция российских и буддийских учёных из Индии и США с участием Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо. Первая конференция прошла в Дели в августе 2017 г. Основная цель дискуссий, проводимых в рамках этих встреч, - сближение позиций российской и буддийской науки в области изучения природы человека и мира, с акцентом на изучение сознания. Сделаны только первые шаги, и понимание того, что такие дискуссии могут принести пользу обеим сторонам, вселяет надежду на продолжение подобных встреч.

Ключевые словаДалай-лама, буддизм, Дхарамсала, конференция, диалог Востока и Запада
Получено30.09.2018
Дата публикации15.10.2018
Кол-во символов16585
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 3 и 4 мая 2018 г. в Дхармсале (Индия) состоялся диалог между российскими и буддийскими учёными на тему «Понимание мира». Активное участие в нём принял Его Святейшество Далай- лама XIV Тензин Гьяцо. Диалог проводился в рамках программы «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских учёных ». Конференция была организована Центром тибетской культуры и информации и фондом «Сохраним Тибет» при поддержке «Московского центра исследования сознания» при философском факультете МГУ и Института философии РАН. Это уже вторая подобная конференция; первая, посвященная теме «Природа сознания», прошла в Дели (Индия) в августе 2017 г.
2 Идея начать дискуссии буддистов с российскими учёными принадлежит Далай-ламе и группе учёных из России, которые встретились с ним в 2015 г. в рамках учений, которые Далай-лама проводит для буддистов всего мира, в т.ч. из России.
3

ИСТОРИЯ ДИАЛОГОВ ДАЛАЙ-ЛАМЫ С ЗАПАДНЫМИ УЧЕНЫМИ

4 История регулярных встреч Далай-ламы с западными учёными насчитывает уже более тридцати лет. С целью сближения позиций западной научной мысли с буддийской в 1987 г. в Европе был образован институт «Ум и жизнь» (Mind and Life Institute). 12-16 марта 2018 г. в Дхармсале (Индия) состоялась уже XXXIII конференция этого Института под названием «Новый взгляд на процветание человечества».
5 Институт «Ум и жизнь» объединил учёных самых разных специальностей: психологов, нейробиологов, педагогов, экологов, социологов, физиков и философов. Одной из его задач является внедрение в западную науку идей, содержащихся в философском наследии мыслителей древнейшего буддийского университета Наланды. Именно философского и нравственного знания, по мнению Далай-ламы, не хватает современной западной науке и западному образованию.
6 Наланда - крупнейший образовательный центр Древней Индии, откуда вышли такие буддийские учёные, как Атиша, Нагарджуна, Бодхидхарма, Дхармакирти, Васубандху, Наропа, Чандракирти, Камалашила, Шантидэва, Шантаракшита, Арьядэва, Асанга, Дигнага, внёсшие огромный вклад в сокровищницу мировой философской мысли. Их наследие продолжает быть актуальным и для наших современников, как буддистов-монахов, так и учёных-буддологов во всём мире.
7 Учителя из индийской Наланды создали учение Махаяны, которое легло в основу тибетской буддийской традиции. Дух сострадания, сердечной помощи и самопожертвования составляет самую сердцевину этого учения. Далай-лама в своих выступлениях постоянно делает акцент на необходимости изучения научно-философского наследия великой Наланды. Он даже предложил в 2005 г. установить вокруг строящегося буддийского храма в Элисте в Калмыкии семнадцать статуй великих учителей Наланды. Это предложение было воплощено в жизнь.
8 Далай-лама, помимо буддийских философских идей о природе человека и космоса, уже много лет продвигает идею внедрения светской этики в образовательные программы обычных школ. По его мнению, такие качества сознания, как сострадание, соучастие, добросердечие, альтруизм должны прививаться наряду с накоплением знаний по научным дисциплинам.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 597

Оценка читателей: голосов 0

1. Science Education Program. Library of Tibetan Works and Archives. Dharamsala. 2016.

2. Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. «Вселенная в одном атоме. Наука и духовность на служении миру». Элиста. 2012. (His Holiness the Dalai Lama, 2012. The Universe in a Single Atom. How Science and Spirituality Can Serve Our World. Elista) (In Russ.)

3. В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учёными «Понимание мира» // Сайт «Сохра- ним Тибет». (In Dharamsala the dialog began between Russian Scientists and Buddhist Scholars “Understanding the Word”// Website “Save Tibet”) (In Russ.) - http://savetibet.ru/2018/05/05/dalai_lama.html (accessed 12.05.2018)

4. Далай-лама рассказал о важной роли России в мире // Сайт «Сохраним Тибет». (Dalai Lama commented upon important role of Russia in the word // Website “Save Tibet”) (In Russ.) - http://savetibet.ru/2018/05/04/dalai-lama.html (accessed 12.05.2018)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх