The motif of the world mountains in the options Buryat Geseriada

 
PIIS241377150009723-8-1
DOI10.31857/S241377150009723-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher
Affiliation: Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS), Ulan-Ude, Russia
Address: Russian Federation, Ulan-Ude, 670047, 6 Sakhyanovoy st.
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 80 Issue 3
Pages93-100
Abstract

The purpose of this work is to study the functioning of the motif of the world mountain in the texts of Buryat versions of the Gesariada. In modern folklore studies, the research of local epic traditions is becoming more and more relevant, which allows us to identify patterns of development of the epic genre in the vast territory of settlement of related peoples. The gesariad, as a complex of epic texts, is spread throughout almost all of Central Asia and is a rich material for studying traditional culture, history and Ethnography. The subject of research is the motive of the mountains, the object – text variants of the Buryat Geseriada. The world mountain in Buryat mythology is a model of the universe and includes parameters of the cosmic device. In the vast majority of texts of the Buryat Gesariad, the motif of the world mountain is embodied in the motif of mount Sumeru. Also in the Buryat texts there are mountains that have proper Buryat names and implement the all-Mongol cult of worship of mountain spirits. Determining the functions of the spatial image and revealing its variability leads the author to the conclusion that this motif not only determines the typological proximity of the epic texts about Gesar, but also reveals the place of the concept of the mountain in the worldview of the Buryats.

KeywordsWorld mountain, Meru, mount Sumeru, the motif of mountains, Geseriada, Buryat epic, heroic epic, typology, oliger, options Geseriada.
AcknowledgmentThe research was carried out within the state assignment of FASO Russia XII.192.1.4.“Myth and history in folklore and literature of Buryat and Russian Siberians: universalia and specific features”, № АААА-А17-117021310268-2
Received17.05.2020
Publication date27.06.2021
Number of characters11532
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Сказание о Гэсэре в бурятской традиции имеет особое значение, исследователи не раз отмечали его магическое, охранительное значение, ритуальное исполнение его в медицинских целях, для изгнания злых духов и пр. [Хайссиг, 1978, с. 173-174]. Именно религиозно-магический аспект бытования улигера определяет глубину заложенных в тексте установок, отражающих древние архаические воззрения. Бурятская мифология, связанная с шаманизмом, включает в себя древние мифы, сохранность которых констатируется в трудах отечественных и зарубежных ученых [Лёринц, 1972, с. 106].
2 Эпический мир улигера включает в свою структуру объекты сакральной топонимики, которые являются ориентиром в мифологическом пространстве. Как известно, в бурятском эпосе представлена наиболее архаичная форма космогонической картины мира, на фоне которой обнаруживается весьма органичный синтез космогонии шаманской и буддийского типа [Неклюдов, 2005, с. 118]. Наиболее часто в бурятских эпических текстах в качестве одного из таких ориентиров выступает гора Сумбэр (Меру, Сумеру), которая сохраняет значение центральной точки Вселенной и реализует ряд новых значений и ассоциаций.
3 Методологическая база исследования включает принципы сравнительно-типологического и сравнительно-сопоставительного методов, которые широко применяются для решения задач по выявлению общих мест, образов, мотивов в сравниваемых текстах. Применение указанных методов исследования позволяет определить типологические сходства фольклорных текстов и установить их различия, возникшие в процессе живого бытования.
4 Гора Меру (бур. Һумбэр уула) и Молочное море (бур. Һун далай) имеют прототипы в древнеиндийском мифе о пахтании молочного океана. По мнению С. Ю. Неклюдова, участие в формировании сказания о Гэсэре мотивов индийской мифологии является достаточно давним [Неклюдов, 1975, с. 43]. Подобные объекты сакральной топонимики упоминаются практически во всех бурятских вариантах Гэсэриады, а также в монгольских и тибетских версиях, с незначительной разницей в характеристиках.
5 Эти постоянные образы шаманского и эпического фольклора центральноазиатских народов представляют собой мифологизированные понятия, а не реальные географические топонимы. Они довольно часто встречаются и в шаманских текстах, где гора Сумеру служит обиталищем небесных божеств, в том числе 33 тэнгри и Хормусты [Элиаде, 1999, с. 44], и потому являются наиболее ранними в повествовательной канве Гэсэриады. Являясь частью «строгих стандартных формул, идентичных в фольклоре всех тюркско-монгольских народов, они становятся ярким свидетельством культурно-исторического единства этих народов. Универсальность формул-зачинов указывает на их большую древность» [Мелетинский, 1963, с. 294]. Так, указанные мифологемы встречаются в фольклоре алтайцев, ойратов, монголов, а также тувинцев и якутов.

Number of purchasers: 0, views: 52

Readers community rating: votes 0

1. Burchina, D.A. Geroicheskij epos unginskih buryat [Tekst] : ukazatel' proizvedenij i ih variantov / D. A. Burchina ; otv. red. YU. I. Smirnov; Ros. akad. nauk, Sib. otd-nie, In-t mongolovedeniya, buddologii i tibetologii. – Novosibirsk: Nauka, 2007. – 542 s.

2. Dugarov B.S. Buryatskaya Geseriada: nebesnyj prolog i mir epicheskih bozhestv. – Ulan-Ude: Izdatel'stvo BNC SO RAN, 2005. – 298 s.

3. Kovalevskij O. Buddijskaya kosmologiya. Kazan': Tipografiya Kazanskogo universiteta, 1837. 177 s.

4. Manzhigeev, I. A. Buryatskie shamanisticheskie i doshamanisticheskie terminy / I. A. Manzhigeev. – M.: Nauka, 1978. – 125 s.

5. Meletinskij E.M. Proiskhozhdenie geroicheskogo eposa. Rannie formy i arhaicheskie pamyatniki. M.: Nauka, 1963. – 460 s.

6. Neklyudov S. YU. Mifologicheskaya semantika v zachinah mongol'skogo eposa // Opera altaistica professori Stanislao Kaluzynski octogenario dicata. Rocznik Orientalistyczny. Tom LVIII. Zeszyt 1. Warszawa 2005. P. 117-132.

7. Neklyudov S. YU. Fol'klornyj landshaft Mongolii. Epos knizhnyj i ustnyj – M.: Indrik, 2019. – 592 s.

8. Toporov V. N. Gora / V. N. Toporov // Mify narodov mira: Enciklopediya. T. 1. – M.: Sov. enciklopediya, 1987. S. 311–315.

9. Funk D. A. Miry shamanov i skazitelej: kompleksnoe issledovanie teleutskih i shorskih materialov / Funk D.A. – M.: Nauka, 2005. 398 s.

10. Eliade M. Izbrannye sochineniya: ocherki sravnitel'nogo religiovedeniya. Per. s angl. – M.: Ladomir, 1999. 488 s.

11. Lörincz L. Die Mongolische Mythologie / L. Lörincz //Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae, Tomus XXVII (I). – Budapest, 1972. R. 103–126.

12. Heissig, W. Geser Khan als Heilsgottheit. – Procceedings of the Csoma de Kӧrӧs Memorial Simposium. Ed. by L. Ligeti, Budarest, 1978. 498 p.

13. Abaj Geser-Hubun [Tekst]: Epopeya: (Ekhirit. bulagat. variant) / Zapisan C. ZHamcarano u skazatelya Manshuta Imegenova; Podgot. teksta, per. i primech. M. P. Homonova; Vstup. st. A. Ulanova; AN SSSR. Sib. otd-nie. Buryat. kompleks.NII. - Ulan-Ude: [b. i.], 1961. 231 s.

14. Abaj Geser. Skazitel' P. Petrov, zap. I.N. Madasona. Vstup. st., podg. teksta, per. i komment. A. I.Ulanova. – Ulan-Ude: Bur. kompleksnyj NII SO AN SSSR, 1960. – 314 s.

15. Geser. Skazitel' P.P. Dmitriev, zap. D. Hiltuhin. Podg. k pechati A. Ulanov, K. CHeremisov. Pod obshchej red. P.I. Hadalova, A.I. Ulanova. – Ulan-Ude, 1953. 163 s.

16. Abaj Geser. Skazitel' P.M. Tushemilov, nauch. zap. T.M.Boldonovoj; per., vstupit. stat'ya i posleslovie S.SH. CHagdurova. – Ulan-Ude: Izd. Buryatskogo gosuniversiteta, 2000. – 256 s.

17. Abaj Geser bogdo han.: Zapisano ot A. Vasil'eva, predpol. v 30-e-nach. 40-h gg. HKH v. // CVRK IMBT SO RAN, f. S. P. Baldaeva, F.36. Op.1. D. № 155; 405 s. (mashinopis').

18. Abaj Geser hubun: zapisano S. P. Baldaevym ot P. U. Stepanova 6 avgusta 1940 g. v s. Nygda Alarskogo rajona Irkutskoj oblasti // CVRK IMBT SO RAN, F.36. Op.1. D. № 170, 77 s. (mashinopis').

19. Abaj Geser.: zapisano A. A. Bal'burovym ot B. ZHatuhaeva (r. 1891) v aprele 1941 g. v g. Ulan-Ude // CVRK IMBT SO RAN, OAF. D. № 2510, 102 s. (mashinopis').

Система Orphus

Loading...
Up